| |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 11.04.2007 № 5-Г07-12
<ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЯ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 8 НОЯБРЯ 2006 ГОДА>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 апреля 2007 г. № 5-Г07-12
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Соловьева В.Н., Калининой Л.А.
рассмотрела в судебном заседании от 11 апреля 2007 г. дело по заявлению К. и К.К. об оспаривании п. 4.4 постановления Правительства Москвы от 8 ноября 2005 г. № 881-ПП "О мерах по развитию ипотечного жилищного кредитования в городе Москве", а также части I Программы развития ипотечного жилищного кредитования в городе Москве на 2006-2008 годы в разделе "Участники" и части II Программы "Основные положения Программы" в разделе "Порядок и условия приобретения жилья гражданами на этапе строительства с использованием ипотечного кредитования за счет резервирования городом части жилой площади, возводимой застройщиками для продажи на рынке жилья" (приложение к постановлению Правительства Москвы от 8 ноября 2005 г. № 881-ПП "О мерах по развитию ипотечного жилищного кредитования в городе Москве") в части установления 10-летнего срока постоянного проживания в городе Москве в качестве обязательного условия участия в Программе ипотечного жилищного кредитования, по кассационной жалобе заявителей на решение Московского городского суда от 8 ноября 2006 г., которым им отказано в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., объяснения К.К., К., представителя Правительства Москвы Ефремовой А.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
К. и К.К. обратились в Московский городской суд с заявлением, в котором просили признать противоречащим федеральному законодательству п. 4.4 постановления Правительства Москвы от 8 ноября 2005 г. № 881-ПП "О мерах по развитию ипотечного жилищного кредитования в городе Москве", а также часть I Программы развития ипотечного жилищного кредитования в городе Москве на 2006-2008 годы в разделе "Участники" и часть II Программы "Основные положения Программы" в разделе "Порядок и условия приобретения жилья гражданами на этапе строительства с использованием ипотечного кредитования за счет резервирования городом части жилой площади, возводимой застройщиками для продажи на рынке жилья" (приложение к постановлению Правительства Москвы от 8 ноября 2005 г. № 881-ПП "О мерах по развитию ипотечного жилищного кредитования в городе Москве") в части установления 10-летнего срока постоянного проживания в городе Москве в качестве обязательного условия участия в Программе ипотечного жилищного кредитования.
В обоснование своих требований заявители указали, что их семья из семи человек, проживающая в г. Волгограде, распоряжением главы управы района Беговой города Москвы принята на учет по улучшению жилищных условий в порядке ст. 13 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий". Жилищными органами города Москвы в улучшении жилищных условий с использованием ипотечного жилищного кредита, предусмотренного Программой развития ипотечного жилищного кредитования в городе Москве на 2006-2008 годы, было отказано со ссылкой на отсутствие у семьи 10-летнего срока постоянного проживания в городе Москве.
По мнению заявителей, оспариваемые нормы не соответствуют положениям ст. 17, 19 и 76 Конституции Российской Федерации, ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 153 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При этом заявители указали на ограничение оспариваемыми нормами права лиц, пострадавших от политических репрессий, на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, применительно к ст. 13 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", признающей право реабилитированных лиц и членов их семей на получение жилья.
Оспариваемые нормы ухудшили их положение, по сравнению с другими очередниками из категории реабилитированных лиц и членов их семей, но проживающими в Москве, а также ограничили возможность улучшения жилищных условий, предусмотренную федеральным законодательством.
К.К., также представляющий интересы К. по доверенности и представитель К.К. по доверенности Краснопольская М.М. в судебном заседании заявление поддержали.
Представитель Правительства Москвы Ефремова А.Б. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявления, сославшись на то, что оспариваемые заявителями нормы постановления Правительства Москвы от 08.11.2005 № 881-ПП "О мерах по развитию ипотечного жилищного кредитования в городе Москве" установлены в пределах компетенции Правительства Москвы, и не противоречат федеральному законодательству.
Решением Московского городского суда от 8 ноября 2006 г. в удовлетворении заявленных требований К. и К.К. отказано.
В кассационной жалобе заявители просят отменить указанное решение суда, ссылаясь на ошибочное понимание судом положений законодательства, регулирующих предоставление жилья лицам, признанным жертвами политических репрессий.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства установлено, что семья заявителей в составе: К. - мать; К.В. - отец; К.К. - сын; К.М. - жена сына; К.Ф. - внук; Р. - дочь; Р.В. - внучка, проживающая по адресу: г. Волгоград, ул. Полесская, д. 2, кв. 23, распоряжением главы управы района Беговой города Москвы от 26 июля 2004 г. № 154 принята на учет по улучшению жилищных условий с 31 декабря 2003 г. на основании ст. 13 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (л.д. 13-16).
Обращаясь в суд, заявители оспаривали положения пункта 4.4 постановления Правительства Москвы от 8 ноября 2005 г. № 881-ПП "О мерах по развитию ипотечного жилищного кредитования в городе Москве" в части возложения на Департамент жилищной политики и жилищного фонда Москвы обязанности по обеспечению учета граждан, постоянно проживающих в городе Москве не менее 10 лет, в том числе в установленном порядке признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, подавших заявление на участие в Программе.
Частью I Программы развития ипотечного жилищного кредитования в городе Москве на 2006-2008 годы (паспорт Программы развития ипотечного жилищного кредитования в городе Москве на 2006-2008 годы) участниками Программы признаны граждане, постоянно проживающие в городе Москве не менее 10 лет, в том числе признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (очередники), подавшие заявление на участие в Программе и заключившие договор на приобретение жилья с использованием ипотечного кредитования и предоставления рассрочки платежа (приложение к постановлению Правительства Москвы от 8 ноября 2005 г. № 881-ПП "О мерах по развитию ипотечного жилищного кредитования в городе Москве").
Частью II Программы развития ипотечного жилищного кредитования в городе Москве на 2006-2008 гг. (Основные положения Программы) определены порядок и условия приобретения жилья гражданами на этапе строительства с использованием ипотечного кредитования за счет резервирования городом части жилой площади, возводимой застройщиками для продажи на рынке жилья, и установлено, что граждане, постоянно проживающие в городе Москве не менее 10 лет и желающие улучшить свои жилищные условия с использованием ипотечного кредитования и субсидий, могут участвовать в долевом строительстве жилья на условиях, определяемых застройщиком, в том числе с зачетом стоимости жилья, находящегося в собственности граждан (приложение к постановлению Правительства Москвы от 8 ноября 2005 г. № 881-ПП "О мерах по развитию ипотечного жилищного кредитования в городе Москве").
Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
Анализируя указанные положения Закона, судом сделаны правильные выводы о том, что федеральным законодательством установлено право утративших жилые помещения в связи с репрессиями реабилитированных лиц на возвращение на прежнее место жительства. Данное право реализуется путем принятия реабилитированных лиц и членов их семей на учет и обеспечения жилыми помещениями. При этом федеральный законодатель отнес к компетенции субъекта Российской Федерации установление порядка учета и обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан.
Следовательно, соответствующий уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, вправе издавать нормативный правовой акт, определяющий порядок учета и обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц и членов их семей.
В силу п. 1 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 г. право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Судом правильно обращено внимание на то, что Законом Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" до внесения в него изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, устанавливалось право реабилитированных лиц и членов их семей на первоочередное получение жилья.
При этом Закон Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" не содержал (и не содержит) специальных норм, предусматривающих право реабилитированных лиц и членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в порядке ипотечного кредитования. Другие нормативные правовые акты Российской Федерации также такого права реабилитированных лиц и членов их семей не предусматривают.
Таким образом, следует согласиться с суждением суда первой инстанции о том, что субъект Российской Федерации в рамках предоставленных ему полномочий вправе, но не обязан принимать нормативные правовые акты, предоставляющие реабилитированным лицам и членам их семей возможность приобретения жилых помещений с использованием ипотечного кредита, при сохранении ранее достигнутого уровня обеспечения права реабилитированных лиц и членов их семей на получение жилья.
Как следует из материалов дела, семья заявителей состоит на учете по улучшению жилищных условий с 31 декабря 2003 г. по категории "необоснованно репрессированные граждане" на основании ст. 13 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", за ними сохранено право на первоочередное получение жилья (л.д. 13, 16) и их положение относительно льготного получения жилья в данном случае ухудшено не было.
Программа развития ипотечного жилищного кредитования в городе Москве на 2006-2008 гг. была принята в целях увеличения доступности ипотечного жилищного кредитования для жителей города Москвы и стимулирования развития рынка жилищного ипотечного кредитования в городе Москве и в рамках полномочий Правительства Москвы по осуществлению жилищной политики и разработке направлений и методов деятельности органов исполнительной власти города Москвы в области обеспечения граждан жилой площадью, предоставленных Законом города Москвы "О Правительстве Москвы" (ст. 16 Закона).
Правильно судом отмечено и то обстоятельство, что установление данной Программой дополнительного способа приобретения жилья (ипотечного кредита) для тех или иных категорий граждан, постоянно проживающих в городе Москве не менее 10 лет, само по себе не может считаться ограничением прав реабилитированных лиц и членов их семей на льготное получение жилья и не влечет за собой нарушение прав заявителей.
Судом обоснованное не принят в качестве основания для удовлетворения заявленных требований довод о том, что оспариваемыми нормами ограничены права лиц, пострадавших от политических репрессий, на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, применительно к ст. 13 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 г., восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.
Последствия реабилитации имеют различный правовой характер и назначение, и не сводятся только к возмещению материального вреда.
В этой связи следует признать правильным суждение суда о том, что право указанных лиц и членов их семей на обеспечение жилыми помещениями не тождественно праву на возмещение причиненного в связи с репрессиями материального вреда.
Оспариваемые заявителями нормы вопросы возмещения вреда, причиненного в связи с репрессиями (причиненного государственными органами), не регулируют и каких-либо ограничений для такого возмещения не устанавливают.
При таком положении судом сделан обоснованный вывод о том, что оспариваемые заявителем нормы Правительства Москвы от 8 ноября 2005 г. № 881-ПП установлены в рамках компетенции Правительства Москвы, в соответствии с федеральным законодательством и не влекут за собой каких-либо нарушений прав заявителей.
В силу этого следует признать правильным отказ в удовлетворении заявленных К. и К.К. требований относительно положений п. 4.4 постановления Правительства Москвы от 8 ноября 2005 г. № 881-ПП "О мерах по развитию ипотечного жилищного кредитования в городе Москве", а также части I Программы развития ипотечного жилищного кредитования в городе Москве на 2006-2008 гг. в разделе "Участники" и части II Программы "Основные положения Программы" в разделе "Порядок и условия приобретения жилья гражданами на этапе строительства с использованием ипотечного кредитования за счет резервирования городом части жилой площади, возводимой застройщиками для продажи на рынке жилья" (приложение к постановлению Правительства Москвы от 8 ноября 2005 г. № 881-ПП "О мерах по развитию ипотечного жилищного кредитования в городе Москве") в части установления 10-летнего срока постоянного проживания в городе Москве в качестве обязательного условия участия в Программе ипотечного жилищного кредитования.
Поскольку решение Московского городского суда, постановленное по данному делу, является законным, то подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание в силу их несостоятельности.
Судебной коллегией учтено, что содержащиеся в ней доводы касаются обстоятельств, исследованных судом в ходе судебного разбирательства с последующей правовой оценкой.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Московского городского суда от 8 ноября 2006 г. оставить без изменения, кассационную жалобу К. и К.К. без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|