Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







<ПИСЬМО> УФНС РФ по г. Москве от 11.04.2006 № 09-24/28313@
<ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ПО СТАТЬЕ 15.1 КОАП РФ>

Официальная публикация в СМИ:
"Московский налоговый курьер", № 15, 2006
Соучредители - Управление ФНС России по г. Москве, АНО Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "Статус-Кво 97", тел. (495) 775-80-43, 783-74-09, E-mail: mnk01@sq97.ru, http: www.mosnk.ru
Подписной индекс газеты "Московский налоговый курьер" по каталогу "Роспечати": 35889
Издательская подписка - по тел. (495) 775-80-43 или на сайте www.mosnk.ru


--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу.



Вопрос: Налоговая инспекция привлекла индивидуального предпринимателя, применяющего УСН, к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ за неоприходование в кассу денежной наличности, полученной с применением ККТ, путем занижения выручки (в контрольной ленте ККМ отсутствуют суммы, отраженные в кассовых чеках), а также неотражения выручки в кассовой книге. Правомерны ли действия налоговой инспекции?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО
от 11 апреля 2006 г. № 09-24/28313@

Согласно статье 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон № 54-ФЗ) налоговые органы осуществляют контроль, в том числе за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктом 1 Положения о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.93 № 745 (далее - Положение), нормы Положения распространяются на индивидуальных предпринимателей.
На основании пункта 11 Положения на всех ККТ в обязательном порядке применяется контрольная лента и по каждой контрольно-кассовой машине ведется книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе.
Контрольные ленты, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями (клиентами), должны храниться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее пяти лет.
Согласно пункту 12 Положения оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ.
Порядок ведения кассовых операций (далее - Порядок) утвержден решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 № 40.
На основании пункта 19 письма ЦБ РФ от 16.03.95 № 14-4/95 "О разъяснениях по отдельным вопросам Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации и условий работы с денежной наличностью" Порядок распространяется в том числе и на индивидуальных предпринимателей, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов и существа правоотношений.
В соответствии с пунктом 6 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники, утвержденных письмом ЦБ РФ от 18.08.93 № 51 (далее - Методические рекомендации), при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки, уплаты налогов и других поступлений в бюджеты РФ предприятия, осуществляющие расчеты с покупателями с использованием кассового аппарата, ведут для учета поступающей выручки книгу кассира-операциониста.
Согласно пункту 7 Методических рекомендаций в книге кассира-операциониста в обязательном порядке указываются показания счетчика кассовой машины на начало и конец рабочего дня, а также сумма поступившей за день выручки.
В пункте 1 Методических рекомендаций определено, что под предприятиями понимаются в том числе и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденными письмом Минфина России от 30.08.93 № 104 (далее - Типовые правила), определен порядок эксплуатации ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением, в том числе и обязанность оприходования денежной наличности.
При этом Типовые правила не содержат положений, исключающих индивидуальных предпринимателей из числа лиц, на которых возложена обязанность оприходовать денежную наличность.
На основании статьи 346.24 НК РФ налогоплательщики, в том числе и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании Книги учета доходов и расходов. Форма Книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, утверждаются Минфином России.
Из представленных материалов следует, что по данным фискальных отчетов выручка, полученная индивидуальным предпринимателем при продаже товаров с применением ККТ за период с 1 января 2005 года по 30 января 2006 года, составила 3210601 руб. Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, отразил указанную сумму выручки в книге кассира-операциониста, а также в Книге учета доходов и расходов. Порядок ведения кассовых операций не предусматривает обязанность индивидуальных предпринимателей вести кассовую книгу.
Таким образом, денежная наличность, полученная индивидуальным предпринимателем с применением ККТ в период с 1 января 2005 года по 30 января 2006 года в размере 3210601 руб., оприходована им в полном объеме.
Следовательно, в указанных действиях отсутствует событие административного правонарушения, что в соответствии с пунктом 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того, в ходе проверки было установлено, что в контрольных лентах (Z-отчетах) ККТ за период с 26 июня 2005 года по 3 октября 2005 года отсутствуют некоторые суммы и номера покупок, отраженные в кассовых чеках ККТ. Указанные обстоятельства свидетельствуют о необоснованном занижении индивидуальным предпринимателем выручки, полученной с применением данных контрольно-кассовой техники, что повлекло неоприходование им денежной наличности за период с 26 июня 2005 года по 3 октября 2005 года.
Однако в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении этот срок исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения.
Неоприходование денежной наличности в день ее поступления в кассу считается законченным в день, следующий за днем поступления наличности, следовательно, является разовым правонарушением и не относится к категории длящихся.
Согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
В связи с этим за неоприходование в кассу денежной наличности за период с 26 июня 2005 года по 3 октября 2005 года индивидуальный предприниматель также не подлежит привлечению к административной ответственности.
Таким образом, в данном случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности за неоприходование в кассу денежной наличности в соответствии со статьей 15.1 КоАП РФ неправомерно.

Руководитель Управления
советник налоговой службы I ранга
Н.В. Синикова


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru