Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







<ПИСЬМО> УФНС РФ по г. Москве от 18.04.2005 № 09-24/26752
<О ПРИВЛЕЧЕНИИ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕПРИМЕНЕНИЕ ККТ>

Официальная публикация в СМИ:
"Московский налоговый курьер", № 13-14, 2005
Соучредители - Управление ФНС России по г. Москве, АНО Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - Издательско-консультационная компания "Статус-Кво 97", тел. (095) 775-80-43, 783-74-09, E-mail: mnk01@sq97.ru, http: www.mosnk.ru
Подписные индексы по каталогу Московский почтамт: 42638 - "Московский налоговый курьер", 42574 - "Российский налоговый курьер" с приложением "Московский налоговый курьер"
Издательская подписка - по тел. (095) 775-80-43 или на сайте www.mosnk.ru


--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу.



Вопрос: В результате проверки налоговая инспекция выявила нарушение: продавец организации не пробил кассовый чек покупателю. В ходе проверки инспектор одновременно составил два документа:
- акт проверки выполнения Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ;
- акт по форме КМ-9 о наличии в кассе магазина излишек денежных средств на сумму, полученную за продажу товара без применения ККМ.
Организация была привлечена к административной ответственности по статьям 14.5 и 15.1 КоАП РФ. Правомерны ли действия инспекции?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО
от 18 апреля 2005 г. № 09-24/26752

Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Этого требуют положения статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники" (далее - Закон).
Согласно статье 7 Закона налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Закона.
По результатам проведения проверки соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателями требований Закона составляется акт, в котором фиксируется выявленное нарушение или его отсутствие. Кроме того, в рамках проведения проверки составляется акт по форме КМ-9 "О проверке наличия денежных средств кассы", утвержденной постановлением Госкомстата России по согласованию с Минфином России и Минэкономики России от 25.12.98 № 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации торговых операций", в котором фиксируется наличие недостачи или излишек денежных средств в денежном ящике ККТ. Излишки денежных средств должны быть оприходованы по учету с отнесением на результаты хозяйственной деятельности.
В статье 14.5 КоАП РФ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары, выполняющие работы либо оказывающие услуги без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин, могут быть оштрафованы. Административный штраф взимается с граждан в размере от 15 до 20 МРОТ, с должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ, с юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ.
В случае выявления налоговым органом факта продажи товара без применения ККТ, выразившегося в непробитии чека продавцом организации, данная организация и продавец подлежат привлечению к административной ответственности в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.
Зафиксированный в акте по форме КМ-9 факт наличия излишек денежных средств в денежном ящике ККТ, свидетельствующий о возможности неприменения продавцом ККТ при продаже товара, сам по себе не является основанием для привлечения организации и ее руководителя к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ. Согласно статье 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ, а на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ.
Порядок ведения кассовых операций в РФ (далее - Порядок) утвержден решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 № 40 и доведен письмом ЦБ РФ от 04.10.93 № 18.
В соответствии с пунктом 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
На основании пунктов 3, 22 и 23 Порядка поступление и выдачу наличных денег предприятие учитывает в кассовой книге. Согласно пункту 24 Порядка кассир сразу же должен отмечать в кассовой книге получение или выдачу денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу.
Предприятие должно оприходовать денежную наличность в кассу в день ее поступления.
Неоприходование денежной наличности в день ее поступления в кассу предприятия считается совершенным в день, следующий за днем поступления наличности.
В Методических рекомендациях по использованию данных учета выручки, полученных с применением ККМ, утвержденных письмом ЦБ РФ от 18.08.93 № 51, сказано, что проверка полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных с применением ККТ, производится путем сравнения выручки. А именно: данные, отраженные в фискальном отчете ККМ, суммы выручки, определенной по показаниям секционных счетчиков (регистров) ККМ на начало и конец рабочего дня и отраженной в журнале кассира-операциониста, сравниваются с данными кассовой книги о фактической сумме выручки по предприятию.
По результатам указанной проверки составляется акт, в котором фиксируется факт неоприходования (неполного оприходования) в кассу денежной наличности, что является основанием для решения вопроса о применении к организации и ее руководителю статьи 15.1 КоАП РФ.
Таким образом, в случае установления налоговым органом неприменения организацией ККТ при продаже товара, выразившегося в непробитии продавцом чека, и выявления излишек денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ, одновременное привлечение организации к административной ответственности по статьям 14.5 и 15.1 КоАП РФ без установления факта неоприходования указанных денежных средств в кассу предприятия неправомерно.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.Г. Луканина


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru