Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Мосгорсуда от 21.03.2005 № 3-25/2003
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПУНКТА 1 РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРЕМЬЕРА ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 07.04.1992 № 841-РП И РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРЕМЬЕРА ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 26.02.1993 № 316-РП>
(извлечение)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 марта 2005 года

Дело № 3-25/2003

(Извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-25/2003 по заявлению Прокурора города Москвы о признании противоречащими федеральному закону пункта 1 распоряжения Премьера Правительства Москвы от 7 апреля 1992 года № 841-РП "О введении платы за оформление разрешений и согласований в Управлении ГАИ ГУВД г. Москвы" (в редакции от 27.04.2002) и распоряжения Премьера Правительства Москвы от 26 февраля 1993 года № 316-РП "Об изменении тарифов за оформление разрешений и согласований в УГАИ ГУВД г. Москвы" с приложением (в редакции от 15.12.2004),

установила:

Прокурор города Москвы обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пунктов 1 и 2 распоряжения Премьера Правительства Москвы от 07.04.1992 № 841-РП "Об изменении тарифов за оформление разрешений и согласований в УГАИ ГУВД г. Москвы" и приложения к нему; распоряжения Премьера Правительства Москвы от 26.02.1993 № 316-РП "Об изменении тарифов за оформление разрешений и согласований в УГАИ ГУВД г. Москвы" (в редакции от 27.04.2002).
В судебном заседании 25.02.2005 прокурор изменил в порядке ст. 39 ГПК РФ предмет требований и просил признать противоречащими федеральному законодательству пункт 1 распоряжения Премьера Правительства Москвы от 7 апреля 1992 года № 841-РП "О введении платы за оформление разрешений и согласований в Управлении ГАИ ГУВД г. Москвы" (в редакции от 27.04.2002) и распоряжения Премьера Правительства Москвы от 26 февраля 1993 года № 316-РП "Об изменении тарифов за оформление разрешений и согласований в УГАИ ГУВД г. Москвы" с приложением (в редакции от 15.12.2004).
В судебном заседании прокурор Л. требования поддержала и пояснила, что предусмотренная пунктом 1 распоряжения от 07.04.1992 № 841-РП плата за оформление разрешений в ГАИ является взносом за совершение действий государственного органа. Пунктом 1 распоряжения Премьера Правительства Москвы от 26.02.1993 № 316-РП утверждены временные тарифы за оформление разрешений. По своему содержанию предусмотренная плата является сбором, а в силу ст. 57 Конституции РФ никто не обязан платить незаконно установленные сборы.
Представитель Правительства Москвы и Мэра Москвы Б. требования не признал и пояснил, что в соответствии со ст. 13 Устава города Москвы политику в области формирования бюджета города Москвы устанавливает сам субъект Федерации. Поскольку полномочия Правительства Москвы в области городского хозяйства, в том числе и дорожного хозяйства осуществляет Правительство Москвы, то установление платы за совершение согласований и разрешений в ГАИ ГУВД г. Москвы является законным и обоснованным.
Представитель Управления ГИБДД ГУВД г. Москвы в судебное заседание явился, просил в удовлетворении требований Прокурора города Москвы отказать.
Выслушав объяснения прокурора, представителя Мэра Москвы и Правительства Москвы, представителя Управления ГИБДД ГУВД г. Москвы, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что заявление обосновано и подлежит удовлетворению.
В силу ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иными актами, изданными в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии со ст. 13 ГК Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Премьером Правительства Москвы 7 апреля 1992 года издано распоряжение № 841-РП "О введении платы за оформление разрешений и согласований в Управлении ГАИ ГУВД г. Москвы".
Пунктом 1 распоряжения Премьера Правительства Москвы от 7 апреля 1992 года № 841-РП "О введении платы за оформление разрешений и согласований в Управлении ГАИ ГУВД г. Москвы" (в редакции от 27.04.2002) с 1 апреля 1992 года введена плата за оформление в установленном порядке разрешений и согласований, выдаваемых Управлением ГАИ ГУВД г. Москвы.
Распоряжением Премьера Правительства Москвы от 26 февраля 1993 года № 316-РП "Об изменении тарифов за оформление разрешений и согласований в УГАИ ГУВД г. Москвы" с приложением (в редакции от 15.12.2004) в целях повышения эффективности распоряжения Премьера Правительства Москвы от 07.04.1992 № 841-РП пунктом 1 утверждены новые временные тарифы за оформление в ГАИ разрешений и согласований (приложение). Данными тарифами устанавливается, что за разрешение на размещение средств рекламы и информации на магистралях города взыскивается стоимость оформления в размере 1,5 тыс. рублей за техническую экспертизу, заключение согласований проектной документации в зависимости от вида от 8 до 15 тысяч рублей.
Суд приходит к выводу, что пункт 1 распоряжения Премьера Правительства Москвы от 7 апреля 1992 года № 841-РП "О введении платы за оформление разрешений и согласований в Управлении ГАИ ГУВД г. Москвы" (в редакции от 27.04.2002) и распоряжение Премьера Правительства Москвы от 26 февраля 1993 года № 316-РП "Об изменении тарифов за оформление разрешений и согласований в ЦГАИ ГУВД г. Москвы" с приложением (в редакции от 15.12.2004) противоречат федеральному законодательству.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ).
Плата, установленная пунктом 1 распоряжения Премьера Правительства Москвы от 7 апреля 1992 года № 841-РП в размере указанном распоряжением Премьера Правительства Москвы от 26 февраля 1993 года № 316-РП, является сбором, поскольку является одним из условий совершения ГИБДД (ГАИ) города Москвы разрешений и согласований разрешений на размещение средств наружной рекламы и информации на магистралях и улицах города, технической экспертизы, заключения и согласования проектной документации.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить лишь законно установленные сборы. В пункте 5 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом Российской Федерации признаками сборов, но не предусмотренные им.
Федеральным законом от 02.11.2004 № 3127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в статью 14 Федерального закона от 18.07.1995 № 108-ФЗ "О рекламе" внесены изменения. Согласно части 2 статьи 14 Закона "О рекламе" за выдачу разрешений на распространение наружной рекламы уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Изменения вступили в силу с 01.01.2005.
В соответствии с п. 80 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы взыскивается государственная пошлина в размере 1500 рублей.
Таким образом, взимание платы, установленной распоряжениями от 07.04.1992 № 841-РП и от 26.02.1993 № 316-РП противоречит федеральному законодательству.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
   ------------------------------------------------------------------

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 35 Закона города Москвы "Устав города Москвы" к ведению Московской городской Думы относится установление региональных и местных налогов и сборов, порядка предоставления льгот по ним, а также конкретных размеров ставок и налоговых льгот по федеральным налогам в пределах прав, предоставляемых субъектам Российской Федерации федеральным законодательством.
Поскольку распоряжение Премьера Правительства Москвы от 7 апреля 1992 года № 841-РП "О введении платы за оформление разрешений и согласований в Управлении ГАИ ГУВД г. Москвы" (в редакции от 27.04.2002) и распоряжение Премьера Правительства Москвы от 26 февраля 1993 года № 316-РП "Об изменении тарифов за оформление разрешений и согласований в ЦГАИ ГУВД г. Москвы" с приложением (в редакции от 15.12.2004) приняты органами исполнительной власти города Москвы, то установление сборов органом к компетенции которого не отнесено данное действие также противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации и закону города Москвы.
Согласно ч. 2, 3 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в его части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В связи с тем, что внесение платы за оформление разрешений в органах ГИБДД (ГАИ) ГУВД г. Москвы подлежало зачислению в целевой бюджетный фонд безопасности дорожного движения (пункт 3 распоряжения № 841-РП от 07.04.1992), что составляло часть бюджета города Москвы, за счет указанных средств осуществляется финансирование расходов мероприятий по безопасности и организации дорожного движения, то оспариваемые прокурором акты подлежат признанию недействующими с момента вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, судебная коллегия

решила:

заявление Прокурора г. Москвы о признании противоречащими федеральному закону пункта 1 распоряжения Премьера Правительства Москвы от 7 апреля 1992 года № 841-РП "О введении платы за оформление разрешений и согласований в Управлении ГАИ ГУВД г. Москвы" (в редакции от 27.04.2002) и распоряжения Премьера Правительства Москвы от 26 февраля 1993 года № 316-РП "Об изменении тарифов за оформление разрешений и согласований в ЦГАИ ГУВД г. Москвы" с приложением (в редакции от 15.12.2004) удовлетворить.
Признать пункт 1 распоряжения Премьера Правительства Москвы от 7 апреля 1992 года № 841-РП "О введении платы за оформление разрешений и согласований в Управлении ГАИ ГУВД г. Москвы" (в редакции от 27.04.2002) и распоряжение Премьера Правительства Москвы от 26 февраля 1993 года № 316-РП "Об изменении тарифов за оформление разрешений и согласований в ЦГАИ ГУВД г. Москвы" с приложением (в редакции от 15.12.2004) противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу.
Сообщение о принятом решении должно быть опубликовано в средстве массовой информации, в котором был опубликован данный нормативный правовой акт: в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru