Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Московской городской Думы от 06.10.2004 № 256
(ред. от 20.10.2004)
"О ЗАПРОСЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Ведомости Московской городской Думы", № 10 (ст. 250), 10.11.2004



   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия редакции - 20.10.2004.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Изменения, внесенные постановлением Московской городской Думы от 20.10.2004 № 274, вступили в силу с 20 октября 2004 года.
   ------------------------------------------------------------------

Снят с контроля в связи с выполнением (постановление Московской городской Думы от 17.09.2008 № 206).



МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2004 г. № 256

О ЗАПРОСЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. постановления Московской городской Думы от 20.10.2004 № 274)

Руководствуясь статьей 125 (пункт "а" части 2) Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", Московская городская Дума постановляет:
1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации Указа Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения".
2. Утвердить текст запроса (приложение).
3. Утратил силу. - Постановление Московской городской Думы от 20.10.2004 № 274.
   ------------------------------------------------------------------

Пункт 4 снят с контроля как выполненный (постановление Московской городской Думы от 02.02.2005 № 26).
   ------------------------------------------------------------------

4. Поручить Аппарату Московской городской Думы оплатить государственную пошлину в размере, определенном Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.

Председатель
Московской городской Думы
В.М. Платонов





Приложение
к постановлению
Московской городской Думы
от 6 октября 2004 г. № 256

ЗАПРОС
О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УКАЗА
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 20 ФЕВРАЛЯ 1995 ГОДА
№ 176 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИЧЕСКОГО
И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
(ОБЩЕРОССИЙСКОГО) ЗНАЧЕНИЯ"

Пунктами 1 и 2 Указа Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" (далее - Указ Президента Российской Федерации № 176) утвержден представленный Правительством Российской Федерации Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения и установлено, что к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР" (приложение № 1) с дополнениями согласно постановлениям Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 года № 624 и от 7 сентября 1976 года № 495, распоряжениям Совета Министров РСФСР от 17 декабря 1976 года № 2026-р и от 15 августа 1980 года № 1297-р, постановлениям Совета Министров РСФСР от 21 мая 1982 года № 303, от 26 сентября 1983 года № 443 и от 11 июля 1984 года № 306, распоряжениям Совета Министров РСФСР от 9 января 1990 года № 27-р и от 25 января 1990 года № 80-р, постановлению Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1992 года № 116, распоряжениям Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 июля 1993 года № 1190-р и от 23 июля 1993 года № 1301-р (СП РСФСР, 1976, № 17, ст. 134; 1982, № 13, ст. 84; 1984, № 13, ст. 108; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 28, ст. 2662; № 30, ст. 2827).
Основанием для запроса в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе соответствия Указа Президента Российской Федерации № 176 части 3 статьи 11, пунктам "г" и "д" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76, статьям 83-89, части 3 статьи 90, пунктам "в" и "г" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации.
Указ Президента Российской Федерации № 176 применяется судами и органами исполнительной власти как одновременно регулирующий отношения собственности, приватизации и вопросы охраны памятников истории и культуры.
Указом Президента Российской Федерации № 176 все памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного (республиканского) значения и принятые в установленном порядке на государственный учет и охрану в период с 1960 по 1994 год, были отнесены к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения и были включены в утвержденный Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
В указанный Перечень без учета мнения субъектов Российской Федерации были включены:
1) объекты, ранее отнесенные в установленном порядке к недвижимым памятникам истории и культуры местного значения или вновь выявленным объектам, представляющим историческую, научную, художественную или иную культурную ценность (далее - вновь выявленные объекты);
2) объекты, не отнесенные к памятникам истории и культуры или вновь выявленным объектам нормативными правовыми актами и не состоявшие на момент вступления в силу Указа Президента Российской Федерации № 176 на государственном учете и охране в органах охраны памятников истории и культуры.
Необходимо отметить, что понятия "объект исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" и "памятник истории и культуры республиканского (федерального) значения" не являются идентичными.
Понятие "объект историко-культурного наследия общероссийского значения" использовано в постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1) для обозначения объектов историко-культурного наследия, относящихся к федеральной собственности, и имеет "имущественный" характер.
Содержание данного понятия, а также состав (перечень) объектов историко-культурного наследия общероссийского значения в данном постановлении определены не были.
Понятие "недвижимый памятник истории и культуры" использовано законодательством СССР и РСФСР для обозначения объектов недвижимости, отнесенных в установленном порядке к памятникам истории и культуры определенной категории историко-культурного значения (с указанием конкретного вида недвижимого имущества, объектного и имущественного состава, наименования, местонахождения, категории и иных обязательных характеристик), и имеет "историко-культурный" характер.
В Российской Федерации на момент вступления в силу Указа Президента Российской Федерации № 176 действовал порядок охраны и использования памятников истории и культуры, установленный Законом РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (далее - Закон РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры") и постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865 "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры".
В данных нормативных правовых актах отсутствует какое-либо упоминание об объектах исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, а все недвижимые памятники истории и культуры подразделяются на категории общесоюзного, республиканского или местного значения исключительно в целях их учета и охраны.
Указанными актами был установлен порядок владения, пользования и распоряжения недвижимыми памятниками истории и культуры, находящимися в государственной собственности, вне зависимости от их категории историко-культурного значения.
На основании статьи 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре и в соответствии с пунктом 2 статьи 21 действовавшего на тот момент Закона РСФСР от 24 декабря 1990 года № 443-1 "О собственности в РСФСР" все памятники и историко-культурные территории были отнесены к культурному наследию народов Российской Федерации, которое в составе культурных, исторических ценностей народов республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев, областей может находиться в собственности субъектов Российской Федерации и является культурным достоянием народов Российской Федерации.
Указанным Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами никакого соответствия между объектами исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения и недвижимыми памятниками истории и культуры какой-либо категории историко-культурного значения (например, республиканской) установлено не было.
Только Указом Президента Российской Федерации № 176 было установлено правовое содержание понятия "объект исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения".
Следовательно, представляется неправомерным утверждение, что до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации № 176 было осуществлено разграничение объектов государственной собственности на основании их принадлежности к недвижимым памятникам истории и культуры какой-либо категории историко-культурного значения.
Таким образом, Указом Президента Российской Федерации № 176 на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 к федеральной собственности отнесены все недвижимые памятники истории и культуры государственного (республиканского) значения, а также значительное количество недвижимых памятников истории и культуры местного значения, вновь выявленных объектов и иных объектов недвижимости, не отнесенных к памятникам истории и культуры нормативными правовыми актами, и сформирован перечень объектов федеральной собственности в сфере культурного наследия народов Российской Федерации.
Указанное отнесение осуществлено без учета мнения субъектов Российской Федерации и только к одной из форм собственности (федеральной), что противоречит статье 214 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указ Президента Российской Федерации № 176 неправомерно рассматривать в качестве нормативного правового акта об отнесении объектов к категории памятников республиканского (федерального) значения, так как Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" и Основами законодательства Российской Федерации о культуре был предусмотрен иной порядок отнесения объектов к памятникам истории и культуры республиканского значения и определения состава (перечня) объектов культурного наследия народов Российской Федерации соответственно.
Необходимо отметить, что в соответствии с порядком, определенным Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", после вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 Правительством Российской Федерации неоднократно принимались распоряжения о включении объектов в список памятников истории и культуры государственного (республиканского) значения (например, распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 июля 1993 года № 1190-р и от 23 июля 1993 года № 1301-р). Данные распоряжения были в установленном порядке согласованы с субъектами Российской Федерации и не содержали норм об отнесении объектов недвижимости к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
В дальнейшем Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1997 года № 452 (далее - Указ Президента Российской Федерации № 452) "Об уточнении состава объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" из Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения были исключены некоторые памятники истории и культуры. Тем самым было подтверждено, что понятия "объект исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" и "памятник истории и культуры" нельзя считать идентичными и применять как синонимы.
В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия были отнесены:
1) памятники истории и культуры республиканского значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации;
2) объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Это еще одно доказательство того, что понятия "объект исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" и "памятник истории и культуры" в законодательстве не являются идентичными.
При принятии Указа Президента Российской Федерации № 176 не была принята во внимание статья 214 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом, а также не были учтены исторически сложившиеся имущественные права субъектов Российской Федерации на памятники истории и культуры, связанные с многолетней реализацией ими бремени собственника на содержание указанных объектов, что предусмотрено статьей 234 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из оснований приобретения права собственности.
В соответствии со статьей 25 Основ законодательства Российской Федерации о культуре состав (перечень) объектов культурного наследия народов Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации по представлению субъектов Российской Федерации.
Статья 18 Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" устанавливала, что отнесение недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников республиканского значения производится Советом Министров РСФСР.
Таким образом, на момент вступления в силу Указа Президента Российской Федерации № 176 право принятия решения об отнесении памятников к категории республиканского (федерального) значения принадлежало исключительно Правительству Российской Федерации.
Данная неопределенность в вопросе соответствия Указа Президента Российской Федерации № 176 Конституции Российской Федерации нашла свое отражение в Указе Президента Российской Федерации № 452, в котором вопросы уточнения состава объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения были отнесены к ведению Правительства Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, неопределенность в вопросе соответствия Указа Президента Российской Федерации № 176 Конституции Российской Федерации заключается в следующем:
1) предметом регулирования указов Президента Российской Федерации не могут быть вопросы разграничения государственной собственности и/или отнесения имущества, находящегося в государственной собственности, исключительно к одной из форм собственности (федеральной), так как эти вопросы отнесены пунктом "г" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и должны решаться исключительно путем принятия соответствующего закона;
2) предметом регулирования указов Президента Российской Федерации не могут быть вопросы формирования перечней объектов федеральной собственности в сфере культурного наследия народов Российской Федерации, так как это не определено статьями 83-89 Конституции Российской Федерации в качестве полномочий Президента Российской Федерации, а отнесено пунктами "в" и "г" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации к компетенции Правительства Российской Федерации;
3) предметом регулирования указов Президента Российской Федерации не могут быть вопросы отнесения памятников истории и культуры, вновь выявленных объектов и иных объектов недвижимости к категории памятников республиканского (федерального) значения и формирования перечня культурного наследия народов Российской Федерации, так как это не определено статьями 83-89 Конституции Российской Федерации в качестве полномочий Президента Российской Федерации, а является одним из вопросов обеспечения проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, находящейся в соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации в ведении Правительства Российской Федерации;
4) Указ Президента Российской Федерации № 176 был принят в противоречие положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", что не допускается частью 3 статьи 90 Конституции Российской Федерации;
5) Указ Президента Российской Федерации № 176 был принят без учета мнения субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Таким образом, можно констатировать существование неопределенности в вопросе соответствия Указа Президента Российской Федерации № 176 части 3 статьи 11, пунктам "г" и "д" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76, статьям 83-89, части 3 статьи 90 и пунктам "в" и "г" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" Московская городская Дума просит Конституционный Суд Российской Федерации рассмотреть вопрос о соответствии Конституции Российской Федерации Указа Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" как акта:
1) принятого с превышением полномочий;
2) имеющего недопустимый для данного вида нормативных правовых актов предмет регулирования;
3) нарушившего с момента вступления в силу Гражданский кодекс Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации о культуре и Закон РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры";
4) неправомерно относящего к федеральной собственности все памятники истории и культуры республиканского значения, значительную часть памятников истории и культуры местного значения, вновь выявленных объектов и иных объектов недвижимости, не отнесенных к памятникам истории и культуры другими нормативными правовыми актами;
5) принятого по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов без учета мнения и интересов субъектов Российской Федерации.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru