Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Мосгорсуда от 09.07.2004 № 3-327/2004
<ОБ ОТКАЗЕ В ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 16.12.2003 № 1035-ПП>
(извлечение)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определением Верховного суда РФ от 03.11.2004 № 5Г04-86 данное решение оставлено без изменения.



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 июля 2004 года

Дело № 3-327/2004

(Извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-327/2004 по заявлению Б. об оспаривании постановления Правительства Москвы от 16.12.2003 № 1035-ПП "Об изменении ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг для населения",

установила:

Б. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления Правительства Москвы от 16.12.2003 № 1035-ПП "Об изменении ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг для населения" в части установления данных ставок, ссылаясь на то, что указанные ставки были изменены незаконно, без согласования с Московской городской Думой. Оспариваемым постановлением на него незаконно возложена обязанность по уплате жилищно-коммунальных услуг по незаконно установленным ставкам.
В судебном заседании заявитель поддержал свои требования.
Представители Правительства Москвы (по доверенностям) Ш., К., С. просили отказать в удовлетворении требований заявителя, полагая их необоснованными и незаконными.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Л., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, суд находит требования Б. необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 22 Закона города Москвы от 11 марта 1998 года № 6 "Основы жилищной политики города Москвы" в редакции Закона города Москвы от 12.05.1999 № 23-52 ставки оплаты и нормативы потребления коммунальных услуг, предоставляемых предприятиями, находящимися в собственности города Москвы, уровень оплаты за пользование жилыми помещениями в жилищном фонде города утверждались Мэром г. Москвы по согласованию с Московской городской Думой. Указанное правило сохранилось и в редакции данного Закона от 10.07.2002 (часть 5 ст. 18).
Как установлено в судебном заседании, оспариваемый нормативный акт принят Правительством г. Москвы и введен в действие без согласования с Московской городской Думой.
В соответствии с Законом города Москвы от 3 декабря 2003 года № 73 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 11 марта 1998 года № 6 "Основы жилищной политики города Москвы" (в редакции Законов города Москвы от 12 мая 1999 года № 23-52, от 10 июля 2002 года № 40)" норма, обязывающая Правительство Москвы согласовывать ставки оплаты жилищных и коммунальных услуг, нормативы потребления коммунальных услуг, предоставляемых предприятиями, находящимися в собственности города Москвы, а также размер платы за социальный наем жилых помещений в жилищном фонде города с Московской городской Думой, отменена, и статья 18 изложена в другой редакции.
Указанный Закон был опубликован в газете "Тверская, 13", № 147, от 06.12.2003, вступил в силу согласно ст. 2 Закона через десять дней после его официального опубликования, т.е. 16.12.2003.
Оспариваемое заявителем постановление было принято Правительством Москвы 16.12.2003. Следовательно, согласование изменения ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг с Московской городской Думой не требовалось.
Измененные ставки, оспариваемым постановлением Правительства Москвы, вводились с 01.01.2004.
В соответствии с абз. 3 ст. 15 Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г., в редакции от 6 мая 2003 г., оплата жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от форм собственности, осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются, в частности, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Московская городская Дума является органом государственной власти субъекта Российской Федерации и, исходя из смысла приведенной федеральной нормы, вправе как предусмотреть в законе необходимость согласования с ней утверждаемых Правительством г. Москвы ставок оплаты жилищных и коммунальных услуг, нормативов потребления коммунальных услуг, предоставляемых предприятиями, находящимися в собственности города Москвы, а также размер платы за социальный наем жилых помещений в жилищном фонде города, так и отменить эту обязанность.
Федеральное законодательство такую обязанность не предусматривает.
Таким образом, доводы заявителя о том, что изменение ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг для населения, введенное с 01.01.2004 оспариваемым постановлением Правительства Москвы, в нарушение Закона города Москвы "Основы жилищной политики города Москвы" не были согласованы с Московской городской Думой, являются необоснованными.
Согласно части 1 статьи 18 Закона города Москвы "Основы жилищной политики города Москвы" в действующей редакции город Москва устанавливает стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг в соответствии с федеральными стандартами на оплату жилья и коммунальных услуг, цены и тарифы, порядок и условия оплаты жилья и коммунальных услуг, нормативы потребления коммунальных услуг.
Пересмотр или изменение цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях может осуществляться, как правило, не чаще одного раза в год одновременно с принятием закона о бюджете города Москвы на очередной финансовый год в первом чтении.
Не допускается изменение этих цен и тарифов в течение финансового года без одновременного внесения изменений и дополнений в закон о бюджете города Москвы на текущий финансовый год.
Указанные положения полностью соответствуют абзацу 8 статьи 15 Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики", согласно которому пересмотр или изменение цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях может осуществляться, как правило, не чаще одного раза в год одновременно с принятием решения об утверждении местного бюджета, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на очередной финансовый год. Не допускается изменение этих цен и тарифов в течение финансового года без одновременного внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты о местных бюджетах на текущий финансовый год, нормативные правовые акты о бюджетах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на текущий финансовый год.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон города Москвы № 75 "О бюджете города Москвы на 2004 год" принят 17 декабря 2003 года, а не 17 декабря 2004 года.
   ------------------------------------------------------------------

Закон города Москвы "О бюджете города Москвы на 2004 год" был принят 17.12.2004, а в первом чтении соответственно еще ранее. Следовательно, изменение ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг с 01.01.2004 произведено в соответствии с требованиями вышеприведенной нормы одновременно с принятием закона о бюджете на очередной финансовый 2004 г.
До настоящего времени в текущем 2004 году указанные ставки не изменялись и не пересматривались.
Поскольку оспариваемое заявителем постановление принято в соответствии с действующим законодательством, а доказательств нарушения его прав указанным нормативным актом суду не представлено, оснований для удовлетворения требований Б. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК РФ, судебная коллегия

решила:

в удовлетворении заявления Б. об оспаривании постановления Правительства Москвы от 16.12.2003 № 1035-ПП "Об изменении ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг для населения" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru