Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Мосгорсуда от 12.05.2004 № 3-120/2004
<ОБ ОТКАЗЕ В ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 29.07.2003 № 628-ПП>
(извлечение)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определением Верховного суда РФ от 27.10.2004 № 5-Г04-85 данное решение оставлено без изменения.



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 мая 2004 года

Дело № 3-120/2004

(Извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-120/2004 по заявлению Б., К. об оспаривании пункта 5 постановления Правительства Москвы от 29.07.2003 № 628-ПП "О передаче в хозяйственное ведение жилых домов и финансировании содержания жилых помещений, относящихся к специализированному жилищному фонду в микрорайоне Востряково",

установила:

Б. и К. проживают в доме 21 по ул. Матросова в квартире № 15. Данный дом относится к специализированному жилищному фонду.
Пунктом 5 постановления Правительства Москвы от 29 июля 2003 г. № 628-ПП "О передаче в хозяйственное ведение жилых домов и финансировании содержания жилых помещений, относящихся к специализированному жилищному фонду в микрорайоне Востряково" установлено, что лица, зарегистрированные по месту пребывания в жилых помещениях, указанных в пункте 2 настоящего постановления, оплату за пользование жилыми помещениями, эксплуатационные, коммунальные и прочие услуги производят по ставкам и тарифам, установленным для граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма.
Б. и К. обратились в суд с заявлением об оспаривании вышеприведенного пункта постановления Правительства Москвы, ссылаясь на то, что данное положение противоречит жилищному и гражданскому законодательству, которыми не предусмотрено взыскание платы за пользование жилыми помещениями в отсутствие соответствующего договора найма жилого помещения, а также нарушает их права, поскольку незаконно возлагает на них обязанность производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги в отсутствие договора найма.
К., одновременно представляющий (по доверенности) также и заявителя Б., в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (л.д. 69).
Представитель Правительства Москвы (по доверенности) Л. требования заявителей не признал, полагая их необоснованными.
Выслушав представителя Правительства Москвы, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора М., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что требования К. и Б. являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в ред. Федеральных законов от 12.01.1996 № 9-ФЗ, от 21.04.1997 № 68-ФЗ, от 10.02.1999 № 29-ФЗ, от 17.06.1999 № 113-ФЗ, от 08.07.1999 № 152-ФЗ, от 24.12.2002 № 179-ФЗ, от 06.05.2003 № 52-ФЗ) жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, жилые помещения из фонда жилья для временного поселения граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, которое приобретено за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилья, и заложено в обеспечение возврата кредита или целевого займа, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Статьей 7 вышеназванного Закона определены виды жилищного фонда:
- частный жилищный фонд;
- государственный жилищный фонд;
- муниципальный жилищный фонд;
- общественный жилищный фонд.
Дом, жилым помещением в котором пользуются заявители, находится в собственности города Москвы, и в силу определений, изложенных в статье 7 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" отнесен к государственному жилищному фонду.
Статья 4 указанного Закона устанавливает обязанности и ответственность для всех граждан и юридических лиц при использовании жилищного фонда, в том числе, бережно относиться к жилищному фонду и своевременно производить оплату жилья, коммунальных услуг, независимо от правовой формы его использования.
Согласно статье 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" оплата жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от форм собственности, осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ежегодно устанавливаемыми федеральными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг вправе устанавливать региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг.
Органами местного самоуправления, органами государственной власти города федерального значения Москвы и органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг, цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах и тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях, а также цены и тарифы в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг.
В соответствии с Законом города Москвы от 11 марта 1998 года № 6 "Основы жилищной политики города Москвы" (в ред. Законов города Москвы от 12.05.1999 № 23-52, от 10.07.2002 № 40, от 03.12.2003 № 73) цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в жилищном фонде города, тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях, а также порядок их взимания утверждаются Правительством Москвы после принятия закона города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год.
По смыслу приведенных норм оплата жилья производится всеми гражданами, проживающими в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от форм собственности, а ставки и тарифы оплаты жилищно-коммунальных услуг устанавливаются органами государственной власти города федерального значения Москвы, т.е. Правительством Москвы.
Следовательно, доводы заявителей о том, что на них незаконно возложена обязанность по оплате за пользование жилым помещением и коммунальными услугами в отсутствие договора найма жилого помещения, являются необоснованными.
Нормы гражданского и жилищного законодательства, на которые ссылаются заявители в своем заявлении, действительно, регулируют отношения сторон по договору найма жилого помещения, но наличие данных норм не исключает возможность взимания платы за пользование жилым помещением и коммунальными услугами на иных основаниях.
Кроме того, оспариваемым положением установлены ставки, по которым должна производиться оплата за пользование жилым помещением и коммунальными услугами.
Как выше указано в решении, установление ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг находится в компетенции Правительства Москвы.
Поскольку оспариваемая норма правового акта Правительства Москвы не противоречит действующему законодательству, не нарушает прав заявителей и не возлагает на них незаконных обязанностей, оснований для признания ее не действующей и не подлежащей применению не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК РФ, судебная коллегия

решила:

в удовлетворении заявления Б., К. об оспаривании пункта 5 постановления Правительства Москвы от 29.07.2003 № 628-ПП "О передаче в хозяйственное ведение жилых домов и финансировании содержания жилых помещений, относящихся к специализированному жилищному фонду в микрорайоне Востряково" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru