Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







<ПИСЬМО> УМНС РФ по г. Москве от 13.01.2004 № 21-09/01610
<ОБ УЧЕТЕ НДС ПРИ ОТСУТСТВИИ СЧЕТА-ФАКТУРЫ>

Официальная публикация в СМИ:
"Московский налоговый курьер", № 10, 2004
Соучредители - Управление МНС России по г. Москве, АНО Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - Издательско-консультационная компания "Статус-Кво 97", тел. (095) 775-80-43, 783-74-09, E-mail: mnk01@sq97.ru, http: www.mosnk.ru
Подписные индексы по каталогу Московский почтамт: 42638 - "Московский налоговый курьер", 42574 - "Российский налоговый курьер" с приложением "Московский налоговый курьер"
Издательская подписка - по тел. (095) 775-80-43 или на сайте www.mosnk.ru


--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу.



Вопрос: Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения с выбранным объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, просит дать разъяснения по следующему вопросу.
При оплате товарно-материальных ценностей и услуг за наличный расчет организация в качестве первичного документа получает чек. В чеке сумма НДС выделена отдельной строкой. Счет-фактура к чеку отсутствует. В товарном чеке НДС не всегда выделяется отдельной строкой.
Учитывая, что счет-фактура - это документ, необходимый только для предоставления вычета в соответствии с главой 21 НК РФ, и на налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, глава 21 НК РФ не распространяется, правомерно ли учитывать в расходах, уменьшающих налоговую базу по единому налогу, сумму НДС при условии отсутствия счета-фактуры в случаях, когда:
- сумма НДС выделена отдельной строкой в кассовом и товарном чеках;
- сумма НДС выделена отдельной строкой только в кассовом чеке;
- сумма НДС выделена в квитанции к приходному кассовому ордеру и товарной накладной?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО
от 13 января 2004 г. № 21-09/01610

При определении объекта налогообложения налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшают полученные доходы на предусмотренные подп. 8 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходы в виде суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам и услугам).
Указанные расходы согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, и согласно п. 2 ст. 346.17 НК РФ после их фактической оплаты. При этом понесенные налогоплательщиком расходы принимаются при наличии платежных документов, акта приемки-передачи выполненных работ, акта об оказании услуг и т.д. В отношении обязательного наличия счетов-фактур для принятия предусмотренных подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ расходов в виде сумм налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам и услугам) необходимо учитывать следующее.
Письмом МНС России от 10.10.2003 № 03-1-08/2963/11-АЛ268 "О порядке выставления счетов-фактур и налоговых вычетах по налогу на добавленную стоимость в связи с принятием Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ" разъяснено, что в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон № 54-ФЗ) организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
При этом необходимо отметить, что в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 № 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неприменение контрольно-кассовых машин" указывается, что ст. 2 Закона № 54-ФЗ на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении наличных денежных расчетов применять контрольно-кассовую технику.
Исходя из положений Закона № 54-ФЗ, сферой его регулирования являются наличные денежные расчеты независимо от того, кто и в каких целях совершает покупки (заказывает услуги).
Поэтому следует иметь в виду, что контрольно-кассовые машины подлежат применению и в тех случаях, когда наличные денежные расчеты осуществлялись с индивидуальным предпринимателем или организацией (покупателем, клиентом).
Пунктом 3 ст. 168 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
В соответствии с п. 7 указанной выше статьи при реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные пунктами 3 и 4 ст. 168 НК РФ, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
Согласно ст. 492 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Таким образом, изложенная выше норма НК РФ в части реализации товаров организациями розничной торговли применяется только в случае, если указанные товары приобретаются для использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Также следует отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 169 НК РФ счета-фактуры не составляются налогоплательщиками по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг), а также банками, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами по операциям, не подлежащим обложению налогом на добавленную стоимость (освобождаемым от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ. Других исключений НК РФ не предусмотрено.
Следовательно, в случае если покупатель согласно представленной доверенности выступает от имени юридического лица или если покупателем является индивидуальный предприниматель, представивший свидетельство о государственной регистрации, то есть товары приобретаются для использования, связанного с предпринимательской деятельностью, налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели) обязаны в установленном НК РФ порядке выдавать счета-фактуры.
В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
Согласно п. 6 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога на добавленную стоимость включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется. Указанная норма НК РФ применяется в случае реализации товаров (работ, услуг) населению. Таким образом, при реализации организациями розничной торговли товаров (работ, услуг) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрета на выделение соответствующей суммы налога на добавленную стоимость НК РФ не установлено.
Пунктом 1 ст. 346.24 НК РФ определено, что налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого налога, на основании книги учета доходов и расходов.
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 Порядка отражения хозяйственных операций в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденного приказом МНС России от 28.10.2002 № БГ-3-22/606 (далее - Порядок), налогоплательщики отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период в книге учета доходов и расходов в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом. Налогоплательщики должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого налога.
Учитывая изложенное, а также требования п. 1 ст. 252 НК РФ, п. 2 ст. 346.17 НК РФ и пунктов 1.1 и 1.2 Порядка, уменьшение для целей налогообложения полученных налогоплательщиком доходов на предусмотренные подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ расходы в виде сумм налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам и услугам) производятся на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, и счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и при условии признания самих произведенных расходов, то есть при наличии товарных накладных, актов приемки-передачи выполненных работ, актов об оказании услуг.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Л.Я. Сосихина


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru