Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







<ПИСЬМО> УМНС РФ по г. Москве от 08.08.2003 № 28-11/43486
<О ЕДИНОМ СОЦИАЛЬНОМ НАЛОГЕ, НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО И НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ>

Официальная публикация в СМИ:
"Московский налоговый курьер", № 24, 2003
Соучредители - Управление МНС России по г. Москве, АНО Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - Издательско-консультационная компания "Статус-Кво 97", тел. (095) 737-80-43, 956-22-17, E-mail: mnk01@sq97.ru, http: www.sq97.ru/mnk/
Подписные индексы по каталогу Московский почтамт: 42638 - "Московский налоговый курьер", 42574 - "Российский налоговый курьер" с приложением "Московский налоговый курьер"
Издательская подписка - по тел. (095) 274-24-00, 277-11-89 или на сайте www.sq97.ru/mnk/


--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу.



Вопрос: Некоммерческий благотворительный фонд развития дошкольного образования занимается безвозмездной деятельностью в форме разовых лекций и семинаров, которая не сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании. Фонд существует на добровольные целевые взносы.
Просьба дать разъяснения:
1. Распространяется ли на данный фонд действие подп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ?
2. Освобождается ли указанная деятельность от обложения НДС?
3. Подлежит ли деятельность фонда обложению налогом на имущество?
4. Учитываются ли в целях налогообложения прибыли добровольные целевые взносы, получаемые фондом?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО
от 8 августа 2003 г. № 28-11/43486

По единому социальному налогу

В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения единым социальным налогом (далее - ЕСН) для организаций-налогоплательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые этими организациями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно ст. 237 Кодекса налоговая база по ЕСН для организаций-налогоплательщиков определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками в пользу физических лиц (вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты), за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса.
Статьей 239 Кодекса предусмотрен ряд льгот, применяемых при исчислении ЕСН. Льгота, указанная в подп. 2 п. 1 названной выше статьи, предусматривающая освобождение от уплаты ЕСН с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 тыс. руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника, установлена только для следующих категорий организаций:
- общественных организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональных и местных отделений;
- организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;
- учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.
В связи с тем что форма собственности некоммерческого благотворительного фонда развития дошкольного образования не соответствует указанным выше формам собственности организаций, фонд не имеет права на применение льготы, установленной подп. 2 п. 1 ст. 239 Кодекса.

По налогу на добавленную стоимость

Подпунктом 14 п. 2 ст. 149 Кодекса предусмотрено освобождение от налога на добавленную стоимость (далее - НДС) услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.
Реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса.
Пунктом 17 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 № БГ-3-03/447, разъяснено, что при применении подп. 14 п. 2 ст. 149 Кодекса следует иметь в виду, что под некоммерческой образовательной организацией понимается государственная (или муниципальная), а также негосударственная образовательная организация, созданная в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций, и осуществляющая образовательную деятельность при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности.
При оказании указанными выше некоммерческими образовательными организациями услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса освобождение от НДС предоставляется вне зависимости от того, на какие цели направлен доход, полученный за оказание этих услуг.
Если некоммерческая организация осуществляет несколько видов деятельности, одним из которых является образовательная деятельность, то освобождение от НДС услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, оказанных этой некоммерческой организацией, осуществляется при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и при выполнении условий, предусмотренных п. 4 данной статьи. Этот порядок освобождения от НДС распространяется на некоммерческие организации, имеющие обособленные или структурные подразделения, созданные для целей проведения образовательного процесса.
Согласно п. 6 ст. 149 Кодекса данные операции не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок лицензирования установлен Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

По налогу на прибыль

В соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.11.94 № 442 "Об утверждении Положения о порядке лицензирования образовательных учреждений" под образовательными учреждениями понимаются и дошкольные учреждения.
Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 № 796, не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.
Пунктом 2 ст. 251 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся:
1) осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
2) имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;
3) суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;
4) средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности;
5) использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям.
Таким образом, при выполнении названных выше условий и требований полученные некоммерческим благотворительным фондом развития дошкольного образования средства в виде добровольных целевых взносов, использованные соответственно на ведение основной уставной деятельности, не связанной с коммерческой, рассматриваются как целевые поступления и не являются объектом обложения налогом на прибыль.

По налогу на имущество

Пунктом 12 приложения к письму МНС России от 11.03.2001 № ВТ-6-04/197@ разъяснено, что в соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 13.12.91 № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" плательщиками налога на имущество предприятий являются, в частности, организации, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая некоммерческие организации.
Пунктом "з" ст. 4 указанного выше Закона установлено, что налогом на имущество предприятий не облагается имущество общественных объединений, ассоциаций, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей прибыли на содержание указанных общественных объединений, ассоциаций, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность.
Следует иметь в виду, что общественные организации в соответствии с Федеральным законом от 12.01.96 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут создаваться в различных формах, в том числе общественных организаций (объединений), фондов, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, ассоциаций, союзов и других формах.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 19.05.95 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия. При этом правоспособность общественного объединения возникает с момента государственной регистрации в органах юстиции Российской Федерации.
Общественные объединения (имеющие свидетельство о государственной регистрации, выданное органами юстиции) и ассоциации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в том числе по ведению приносящих доход внереализационных операций, в частности, сдача в аренду имущества или хранение средств на депозитных счетах в банках, являются плательщиками налога на имущество в общеустановленном порядке. Уплата налога производится за период осуществления предпринимательской деятельности.
Под периодом осуществления предпринимательской деятельности понимается количество дней для осуществления такой деятельности в отчетном периоде. При этом период осуществления предпринимательской деятельности может быть определен исходя из заключенных договоров гражданско-правового характера, даты поступления выручки от реализации продукции (работ, услуг) на расчетный счет и других документов, позволяющих определить указанный период.
Подлежащая уплате сумма налога на имущество предприятий за период осуществления предпринимательской деятельности определяется как отношение исчисленной суммы налога за отчетный период к количеству дней в отчетном периоде, умноженному на количество дней осуществления предпринимательской деятельности в отчетном периоде.
Не рассматривается как предпринимательская деятельность отражение в договоре на расчетно-кассовое обслуживание обязанности банка по начислению процента общественным объединениям и ассоциациям за остаток средств на расчетном (текущем) счете.
Уплата налога на имущество предприятий некоммерческими организациями производится за счет средств, предусмотренных сметой доходов и расходов, или за счет финансовых результатов, полученных от предпринимательской деятельности.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru