Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







<ПИСЬМО> УМНС РФ по г. Москве от 08.08.2003 № 21-09/43618
<ОБ ИСЧИСЛЕНИИ И УПЛАТЕ НДС ПРИ АРЕНДЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО НЕЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ>

Официальная публикация в СМИ:
"Московский налоговый курьер", № 24, 2003
Соучредители - Управление МНС России по г. Москве, АНО Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - Издательско-консультационная компания "Статус-Кво 97", тел. (095) 737-80-43, 956-22-17, E-mail: mnk01@sq97.ru, http: www.sq97.ru/mnk/
Подписные индексы по каталогу Московский почтамт: 42638 - "Московский налоговый курьер", 42574 - "Российский налоговый курьер" с приложением "Московский налоговый курьер"
Издательская подписка - по тел. (095) 274-24-00, 277-11-89 или на сайте www.sq97.ru/mnk/


--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу.



Вопрос: Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, арендует с 2002 года муниципальное нежилое помещение у Департамента государственного и муниципального имущества г. Москвы, то есть является налоговым агентом.
В договоре аренды не сказано, что арендная плата включает в себя НДС, то есть арендная плата перечисляется в размере, установленном в расчете годовой арендной платы. По договору аренды НДС, начисленный на арендную плату, арендатор перечисляет самостоятельно.
Расчет, который представляет арендатору Департамент, выглядит в упрощенном виде следующим образом:

   ---------T--------------T---------T----------¬

¦ ¦Арендная плата¦НДС ¦Итого ¦
+--------+--------------+---------+----------+
¦За месяц¦30000 руб. ¦6000 руб.¦36000 руб.¦
L--------+--------------+---------+-----------


Согласно ст. 161 НК РФ налоговые агенты обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. По мнению индивидуального предпринимателя, создание налоговой базы по НДС путем прибавления 20% к арендной плате и определение расчетным методом налога не соответствуют НК РФ.
Просьба разъяснить данную ситуацию.
Является ли НДС, исчисленный таким образом и уплаченный в бюджет, расходом при упрощенной системе налогообложения?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО
от 8 августа 2003 г. № 21-09/43618

1. В соответствии с п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
При этом согласно п. 5 той же статьи они не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных Кодексом. В частности, такая обязанность согласно п. 3 ст. 161 Кодекса возложена на организации, арендующие федеральное имущество и (или) имущество субъектов Российской Федерации, а также муниципальное имущество, в отношении исчисления налога на добавленную стоимость.
В соответствии с Методическими рекомендациями по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденными приказом МНС России от 20.12.2000 № БГ-3-03/447, при аренде федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества арендатор признается налоговым агентом только в случае, если услуга по предоставлению такого имущества в аренду оказана органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, то есть арендодателем является орган государственной власти и управления или орган местного самоуправления либо арендодателями выступают орган государственной власти и управления (или орган местного самоуправления) и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления.
Согласно п. 4 ст. 164 Кодекса при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных ст. 162 Кодекса, при удержании налога на добавленную стоимость налоговыми агентами в соответствии со ст. 161 Кодекса, когда в соответствии с Кодексом сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной подпунктами 2 или 3 ст. 164 Кодекса, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.
На основании п. 4 ст. 173 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), указанных в ст. 161 Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в ст. 161 Кодекса, за счет средств, подлежащих перечислению налогоплательщику или другим лицам, указанным налогоплательщиком.
Таким образом, исходя из указанных норм Кодекса сумма арендной платы, указанная в договоре с органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, должна включать сумму налога на добавленную стоимость. При перечислении арендодателю арендной платы арендатор, являющийся налоговым агентом, из общей суммы арендной платы с учетом налога на добавленную стоимость должен исчислить по налоговой ставке 20/120, удержать и уплатить в бюджет сумму налога на добавленную стоимость.
2. Право на вычеты сумм налога на добавленную стоимость, удержанных и уплаченных из доходов налогоплательщика, при соблюдении условий, установленных главой 21 Кодекса, имеют только налоговые агенты - плательщики налога на добавленную стоимость, к которым не относятся организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения.
Если арендатор - налоговый агент не является плательщиком налога на добавленную стоимость (при упрощенной системе налогообложения), то суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные им в бюджет при исполнении обязанностей налогового агента, к вычету не принимаются, а относятся за счет тех же источников, что и сама арендная плата.
Перечень расходов, на которые налогоплательщик, перешедший на упрощенную систему налогообложения и выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, имеет право уменьшить полученные доходы при определении объекта налогообложения, определен п. 1 ст. 346.16 Кодекса. Данный перечень расходов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. При этом расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса, то есть они должны быть обоснованными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Согласно п. 2 ст. 346.17 Кодекса расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 346.16 Кодекса при определении объекта налогообложения по единому налогу учитываются арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество. Подпунктом 8 п. 1 ст. 346.16 Кодекса также установлено, что полученные доходы могут быть уменьшены на суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам).
Учитывая положения п. 1 ст. 252 Кодекса, налогоплательщик может списать налог на добавленную стоимость в расходы только по тем товарам (работам, услугам), расходы по которым включены в перечень расходов, указанный в ст. 346.16 Кодекса. В частности, поскольку при определении объекта налогообложения доходы могут быть уменьшены на арендные платежи за арендуемое имущество, то сумма налога на добавленную стоимость, удержанная налоговым агентом - арендатором из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечисленная в бюджет, также может быть отнесена на расходы при определении объекта налогообложения по единому налогу.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Л.Я. Сосихина


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru