Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства Москвы от 10.06.2003 № 984-РП
"ОБ ОБРАЩЕНИИ С ЗАПРОСОМ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Вестник Мэра и Правительства Москвы", № 39, 07.07.2003


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 10.06.2003.
   ------------------------------------------------------------------




ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 июня 2003 г. № 984-РП

ОБ ОБРАЩЕНИИ С ЗАПРОСОМ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В связи с обнаружившейся неопределенностью о соответствии Конституции Российской Федерации абзаца 9 статьи 2 и пунктов 3, 5 статьи 29 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в части лишения субъекта Российской Федерации возможности осуществлять свое право требования по обязательным платежам, подлежащим внесению в бюджет города Москвы, через свои уполномоченные органы в рамках процесса о банкротстве:
1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации абзаца 9 статьи 2, пунктов 3, 5 статьи 29 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в части лишения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченных представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства прав кредиторов с требованием об уплате обязательных платежей (приложение).
2. Поручить министру Правительства Москвы Пантелееву Е.А. в течение одного месяца внести предложение о представителе Правительства Москвы при рассмотрении запроса в Конституционном Суде Российской Федерации, подготовить необходимые материалы, направить запрос в Конституционный Суд Российской Федерации.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на министра Правительства Москвы Пантелеева Е.А.

Мэр Москвы
Ю.М. Лужков





Приложение
к распоряжению Правительства
Москвы
от 10 июня 2003 г. № 984-РП

ЗАПРОС
О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АБЗАЦА 9
СТАТЬИ 2, ПУНКТОВ 3, 5 СТАТЬИ 29 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 26.10.2002 № 127-ФЗ "О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)"
В ЧАСТИ ЛИШЕНИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,
УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЯТЬ В ДЕЛЕ О БАНКРОТСТВЕ
И В ПРОЦЕДУРАХ БАНКРОТСТВА ПРАВ КРЕДИТОРОВ С ТРЕБОВАНИЕМ
ОБ УПЛАТЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Абзацем 9 статьи 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - закон о банкротстве) установлено, что:
а) федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации, вправе представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства:
- требования об уплате обязательных платежей;
- требования Российской Федерации по денежным обязательствам;
б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления уполномочены представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства:
- требования только по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Пунктом 3 статьи 29 указанного Федерального закона установлено, что федеральные органы исполнительной власти, отнесенные в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона к уполномоченным органам, в пределах своей компетенции представляют в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
Таким образом, закон о банкротстве устанавливает право федеральных органов исполнительной власти представлять в арбитражных судах в деле о банкротстве и в процедурах банкротства как требование Российской Федерации об уплате обязательных платежей, так и требование Российской Федерации по денежным обязательствам.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в аналогичных процедурах обладают ограниченными правами кредиторов, выражающимися в их полномочиях представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства лишь требования по денежным обязательствам. Право требования по обязательным платежам им не предоставлено.
В соответствии с пунктом 5 статьи 29 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" Правительство Российской Федерации определяет порядок учета мнений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при определении позиции федеральных органов исполнительной власти как кредиторов по обязательным платежам в ходе процедур банкротства.
Указанные нормы противоречат Конституции Российской Федерации, в частности, части 2 статьи 8, статьям 46, 73, частям 4, 6 статьи 76 по следующим основаниям:
В отношении требований по обязательным платежам Российской Федерации функции уполномоченного органа в деле о банкротстве осуществляет Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству, действующая на основании постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2003 № 100 "Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих". Таким образом, на федеральном уровне в отношении федеральных налогов уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти реализует защиту прав Российской Федерации как собственника причитающихся ему обязательных платежей путем подачи заявлений в суд, направленных на возбуждение дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий, или предъявления соответствующих требований в случаях возбуждения дел иными кредиторами.
Субъект Российской Федерации, напротив, такого права лишается, хотя частью 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации закреплена равная защита всех форм собственности. Таким образом, гарантированное Конституцией Российской Федерации равенство защиты прав собственности нарушается при законодательно предусмотренной невозможности субъекта Российской Федерации осуществлять свое право требования по обязательным платежам в региональный бюджет через свои уполномоченные органы в рамках процедуры банкротства.
Наделение кредиторскими полномочиями по бюджетам субъектов Российской Федерации федерального органа исполнительной власти является вмешательством в компетенцию субъекта Российской Федерации, поскольку данный вопрос должен решаться через собственное правовое регулирование субъекта Российской Федерации.
Между тем в соответствии с абзацем 9 статьи 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" уполномоченными органами по обязательным платежам (причем по смыслу нормы - по всем обязательным платежам: как федеральным, так региональным и местным) признаются только федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно этой норме наделены правом представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования только по денежным обязательствам.
Конституцией Российской Федерации предусмотрено разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Согласно части 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов, вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно статье 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В части налоговых поступлений в исключительном ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы (пункт "з" статьи 71 Конституции Российской Федерации), а в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (пункт "и" статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Статьи 71, 72 Конституции Российской Федерации не относят средства бюджета субъекта Российской Федерации, налоги, составляющие источники пополнения бюджетов, ни к ведению Российской Федерации, ни к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, вопросы формирования бюджета субъекта Российской Федерации, источники его доходов являются предметом ведения, находящимся вне пределов ведения, предусмотренных статьями 71, 72 Конституции Российской Федерации, то есть относятся к исключительному ведению субъекта Российской Федерации.
Это находит подтверждение и в статье 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно подпункту "д" пункта 2 вышеуказанной статьи законом субъекта Российской Федерации устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания.
Согласно части 2 пункта 4 статьи 214 "Право государственной собственности" средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество составляют государственную казну Российской Федерации, республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Таким образом, обязательные платежи, то есть налоги и сборы, поступающие в бюджет субъекта Российской Федерации, являются его собственностью и относятся к ведению субъекта Российской Федерации.
Указанные положения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" нарушают право субъектов Российской Федерации на получение части своей собственности, отчуждаемой в виде обязательного платежа с организаций и физических лиц, направляемого на их финансовое обеспечение.
Тем самым нарушается часть вторая статьи 8 Конституции Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. По смыслу данной нормы равной защите подлежат и обе разновидности государственной формы собственности: как федеральная, так и собственность субъектов Российской Федерации. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 17.12.96 № 20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" (пункт 3 мотивировочной части), обязательные платежи являются имуществом, безусловно подлежащим передаче казне, то есть в силу публично-правовых отношений изначально являются собственностью, причитающейся Российской Федерации или ее субъекту.
Согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия.
Норма, закрепленная в части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации, может реализоваться различными процедурами, в том числе и судебными. Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется защита его прав и свобод.
В части самостоятельного и непосредственного представления в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требований по обязательным платежам в соответствующий бюджет субъект Российской Федерации лишается права обращения за судебной защитой. Таковыми полномочиями в ущерб правам субъектов Российской Федерации наделяется исключительно федеральный орган исполнительной власти. Непосредственное представление субъектом Российской Федерации соответствующих требований необходимо также с тем, что данными действиями приобретаются права участника дела о банкротстве, а следовательно, и возможность обжалования принимаемых по конкретному делу судебных актов при осуществлении программ и действий, связанных или влияющих на комплексное социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации.
Таким образом, создается ситуация, когда, осуществляя собственное, предусмотренное частью 4 статьи 76, статьей 73 Конституции Российской Федерации правовое регулирование, субъект Российской Федерации фактически не имеет права требовать в судебном порядке защиты конституционно установленных норм, закрепляющих право собственности субъектов Российской Федерации в виде полученных доходов от вносимых в качестве налогов и сборов обязательных платежей в их бюджеты.
На основании пункта 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации просим Конституционный Суд:
Рассмотреть вопрос о соответствии Конституции Российской Федерации абзаца 9 статьи 2, пунктов 3, 5 статьи 29 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в части лишения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченных представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства прав кредиторов с требованием об уплате обязательных платежей.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru