Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







<ПИСЬМО> УМНС РФ по г. Москве от 16.05.2003 № 26-12/26599
<ОБ УЧЕТЕ РАСХОДОВ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ О ЛЕКАРСТВАХ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ИЗДАНИЯХ>

Официальная публикация в СМИ:
"Московский налоговый курьер", № 18, 2003
Соучредители - Управление МНС России по г. Москве, АНО Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - Издательско-консультационная компания "Статус-Кво 97", тел. (095) 737-80-43, 956-22-17, E-mail: mnk01@sq97.ru, http: www.sq97.ru/mnk/
Подписные индексы по каталогу Московский почтамт: 42638 - "Московский налоговый курьер", 42574 - "Российский налоговый курьер" с приложением "Московский налоговый курьер"
Издательская подписка - по тел. (095) 274-24-00, 277-11-89 или на сайте www.sq97.ru/mnk/


--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу.



Вопрос: Относятся ли к расходам на рекламу в целях налогообложения прибыли организации, занимающейся производством и реализацией лекарственных средств рецептурного отпуска, следующие затраты: на размещение информации о производимых препаратах в специализированных медицинских изданиях; участие медицинских представителей организации во врачебных симпозиумах и конференциях; на апробацию практикующими врачами производимых лекарственных средств?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО
от 16 мая 2003 г. № 26-12/26599

Расходы на рекламу учитываются для целей налогообложения прибыли в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Соответственно термин "реклама" понимается для целей налогообложения прибыли в значении Федерального закона от 18.07.95 № 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон № 108-ФЗ).
При этом закрытый перечень расходов на рекламу, учитываемых для целей налогообложения прибыли в размере фактических расходов, предусмотрен абзацами 2-4 п. 4 ст. 264 Кодекса.
Согласно п. 4 ст. 264 Кодекса к расходам на рекламу в целях налогообложения прибыли, в частности, относятся расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон № 2124-1) под средством массовой информации (далее - СМИ) понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
К периодическим печатным изданиям относятся газеты, журналы, альманахи, бюллетени, иные издания, имеющие постоянное название, текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в год.
Статьей 2 Закона № 2124-1 определено, что к специализированному СМИ относится такое СМИ, для регистрации или распространения продукции которого указанным Законом установлены специальные правила.
Следовательно, специализированные медицинские издания (газеты, журналы, справочники, каталоги) могут быть отнесены к специализированным СМИ в случае, если они имеют постоянное название, текущий номер, выходят в свет не реже одного раза в год, и для регистрации или распространения продукции (тиража или части тиража отдельного номера периодического печатного издания) которых Законом № 2124-1 установлены специальные правила.
Остальные, не указанные в абзацах 2-4 п. 4 ст. 264 Кодекса, расходы на рекламу, относящиеся к таковым в соответствии с Законом № 108-ФЗ и отвечающие требованиям ст. 252 Кодекса, учитываются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса.
В соответствии со ст. 2 Закона № 108-ФЗ реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товара, идей и начинаний.
Согласно абзацу второму п. 2 ст. 16 Закона № 108-ФЗ реклама лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, а также реклама изделий медицинского назначения и медицинской техники, использование которых требует специальной подготовки, допускается с учетом требований, предусмотренных абзацем 1 данного пункта, только в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.
Кроме Закона № 108-ФЗ рекламная кампания лекарственных средств (в том числе рецептурного отпуска) регламентируется Федеральным законом от 22.06.98 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Закон № 86-ФЗ) и Федеральным законом от 08.01.98 № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Закон № 3-ФЗ).
В соответствии с п. 3 ст. 43 Закона № 86-ФЗ информация о лекарственных средствах, отпускаемых по рецепту врача, допускается только в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников. Информация о лекарственных средствах для специалистов сферы обращения лекарственных средств может быть представлена в виде монографий, справочников, научных статей, докладов на конгрессах, конференциях, симпозиумах, научных советах, а также инструкций по применению лекарственных средств, предназначенных для врачей.
Согласно п. 1 ст. 44 Закона № 86-ФЗ в СМИ допускается реклама лекарственных средств, отпускаемых только без рецепта врача.
Следовательно, реклама препаратов рецептурного отпуска допускается только в непериодических специализированных (медицинских и фармацевтических) печатных изданиях (например, в различных медицинских и фармацевтических справочниках, брошюрах, книгах - сборниках монографий, научных статей, докладов и др.), которые не являются СМИ, с соблюдением обычных ограничений на рекламу лекарственных средств, предусмотренных ст. 44 Закона № 86-ФЗ, а именно:
- независимо от формы реклама должна соответствовать фармакологическим данным о лекарственных средствах, полученным при клинических исследованиях лекарственных средств, и требованиям государственного информационного стандарта;
- реклама не должна представлять лекарственное средство как уникальное, наиболее эффективное, наиболее безопасное, исключительное по отсутствию побочных эффектов, не должна вводить в заблуждение относительно состава, происхождения, новизны или патентованности лекарственного средства;
- реклама не должна подрывать репутацию предприятий-производителей лекарственных средств, веру потребителей в действие лекарственных средств;
- при рекламе лекарственного средства не допускается его сравнение с другими лекарственными средствами в целях усиления рекламного эффекта;
- реклама не должна создавать впечатление ненужности медицинских консультаций или хирургических операций;
- реклама не должна содержать утверждений о том, что действие лекарственного средства гарантировано.
Кроме того, в соответствии с требованиями пунктов 3 и 4 ст. 5 Закона № 108-ФЗ, если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию.
Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой "подлежит обязательной сертификации".
Таким образом, названные выше затраты на размещение рекламной информации о препаратах рецептурного отпуска в непериодических специализированных медицинских печатных изданиях для профессионалов, не являющихся СМИ и, следовательно, не зарегистрированных как СМИ, с соблюдением ограничений на рекламу лекарственных средств, предусмотренных ст. 44 Закона № 86-ФЗ и пунктами 3 и 4 ст. 5, а также абзацем 1 п. 2 ст. 16 Закона № 108-ФЗ, в качестве иных рекламных расходов учитываются для целей налогообложения прибыли в пределах 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса.
При этом в соответствии с абзацем 4 п. 4 ст. 264 Кодекса к расходам организации на рекламу в целях налогообложения прибыли относятся фактические расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации.
Согласно п. 3 ст. 46 Закона № 3-ФЗ распространение в целях рекламы образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, запрещается.
В целях налогообложения прибыли организации, занимающейся производством и реализацией лекарственных средств рецептурного отпуска, на основании Закона № 108-ФЗ и Закона № 86-ФЗ не относятся к рекламным расходам затраты на распространение (доведение) информации о производимой продукции (товарах), предназначенной для врачей, в виде докладов медицинских представителей организации-производителя на врачебных симпозиумах и конференциях, понесенные при перечислении платы организациям-устроителям данных научных мероприятий; а также на апробацию практикующими врачами производимых лекарственных средств.
В соответствии со ст. 28 Закона № 86-ФЗ предприятия-производители лекарственных средств могут продавать лекарственные средства или передавать их в распоряжение (имеющих соответствующие лицензии):
- других предприятий-производителей лекарственных средств для целей производства;
- предприятий оптовой торговли лекарственными средствами;
- аптечных учреждений;
- научно-исследовательских учреждений для научно-исследовательской работы.
При этом согласно п. 16 ст. 270 Кодекса для определения налогооблагаемой прибыли не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав), в том числе сертифицированных лекарственных средств рецептурного отпуска, переданных на добровольную апробацию, и расходов, связанных с такой передачей.
Основание: письмо МНС России от 24.03.2003 № 02-5-11/73-К342.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru