Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







<ПИСЬМО> УМНС РФ по г. Москве от 25.02.2003 № 11-10/10701
<О ПРИМЕНЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИН>

Официальная публикация в СМИ:
"Московский налоговый курьер", № 9, 2003
Соучредители - Управление МНС России по г. Москве, АНО Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - Издательско - консультационная компания "Статус - Кво 97", тел. (095) 737-80-43, 956-22-17, E-mail: mnk01@sq97.ru, http: www.sq97.ru/mnk/
Подписные индексы по каталогу Московский почтамт: 42638 - "Московский налоговый курьер", 42574 - "Российский налоговый курьер" с приложением "Московский налоговый курьер"
Издательская подписка - по тел. (095) 274-24-00, 277-11-89 или на сайте www.sq97.ru/mnk/


--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу.



Вопрос: В случае отсутствия на корпусе контрольно-кассовой машины голограммы "Сервисное обслуживание" или "Государственный реестр" кого правомерно привлекать к административной ответственности: юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) и виновное должностное лицо организации или физическое лицо (а именно продавца, кассира)?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО
от 25 февраля 2003 г. № 11-10/10701

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.02.98 № 6819/97 все торговые операции, ведущиеся в торговой точке предпринимателя, следует рассматривать как осуществленные от его имени, при этом наступление последствий нарушения Закона Российской Федерации от 18.06.93 № 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон) не зависит от наличия у лица, действующего от имени предпринимателя, документа, свидетельствующего о соответствующих полномочиях.
Также определением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 № 244-О определено, что в случае неприменения контрольно-кассовой машины (далее - ККМ) штраф может быть наложен при условии, что доказаны не только сам факт совершения правонарушения, но и вина предприятия - юридического лица или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуального предпринимателя), которая проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от имени предприятия и допустивших неприменение ККМ. При этом наложенное взыскание (конкретная сумма штрафа) должно быть соразмерно степени вины правонарушителя. Возложение ответственности на предприятие (предпринимателя) не может служить препятствием последнему в установленном законодательством порядке требовать возмещения ущерба, нанесенного ему по вине его работника.
Кроме того, возложение административной ответственности на предприятие не исключает привлечение к административной ответственности и работников предприятия, осуществляющих реализацию товаров населению без применения ККМ.
В соответствии со ст. 3 Закона требования к ККМ, включая порядок и условия их применения и регистрации, определяются Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 № 745 (далее - Положение по применению ККМ).
В соответствии с п. 2 Порядка использования средств визуального контроля на контрольно-кассовых машинах (в соответствии с Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 № 745 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.98 № 904), и распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.09.97 № 1402-р), утвержденного решением ГМЭК по ККМ, протокол от 05.11.96 № 6/31-96, голограммы, используемые в качестве средств визуального контроля, утверждаются ГМЭК по ККМ по представлениям рабочей группы по вопросам Государственного реестра ККМ. Согласно п. 9 вышеназванного Порядка ККМ, на которой отсутствуют средства визуального контроля "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание", к применению не допускается. В соответствии с пп. "г" п. 7 Положения по применению ККМ в организациях допускается применение только исправных ККМ с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти, которые оснащены средствами визуального контроля "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание".
В соответствии с п. 7 Положения по применению ККМ не допускаются к применению ККМ, на которых отсутствует либо повреждена пломба центра технического обслуживания, отсутствуют маркировка предприятия - изготовителя или одно из средств визуального контроля.
В соответствии с п. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 2.4 Кодекса определено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
При этом обязанность по соблюдению положений Закона, а именно: регистрировать ККМ, при осуществлении предпринимательской деятельности применять только исправные ККМ с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти, которые оснащены средствами визуального контроля "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание", лежит на гражданах, зарегистрированных в установленном законом порядке в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.
Согласно п. 1 ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Таким образом, исходя из изложенного выше в случае отсутствия на корпусе ККМ голограммы "Сервисное обслуживание" или "Государственный реестр" административной ответственности подлежит юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) и виновное должностное лицо организации. Физические лица (а именно продавец, кассир) за данное административное правонарушение не подлежат административной ответственности, поскольку в совершении подобных административных правонарушениях отсутствует их вина.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Ю.А. Мавашев


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru