Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







<ПИСЬМО> УМНС РФ по г. Москве от 15.01.2003 № 11-17/2855
<О ПОРЯДКЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ>

Официальная публикация в СМИ:
"Московский налоговый курьер", № 5, 2003
Соучредители - Управление МНС России по г. Москве, АНО Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - Издательско - консультационная компания "Статус - Кво 97", тел. (095) 737-80-43, 956-22-17, E-mail: mnk01@sq97.ru, http: www.sq97.ru/mnk/
Подписные индексы по каталогу Московский почтамт: 42638 - "Московский налоговый курьер", 42574 - "Российский налоговый курьер" с приложением "Московский налоговый курьер"
Издательская подписка - по тел. (095) 274-24-00, 277-11-89 или на сайте www.sq97.ru/mnk/


--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу.



Вопрос: Каков порядок уплаты налогов и представления налоговой отчетности предпринимателем без образования юридического лица, осуществляющим деятельность на территории Москвы, но состоящим на налоговом учете по месту жительства в другом субъекте Российской Федерации? Какие льготы он имеет как инвалид III группы? Необходимо ли ему применять ККМ или бланки строгой отчетности?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО
от 15 января 2003 г. № 11-17/2855

В соответствии с п. 1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Таким образом, постановка на учет индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (далее - индивидуального предпринимателя) в налоговом органе по месту осуществления деятельности Кодексом не предусмотрена и местом его учета является налоговый орган по месту жительства физического лица.
В случае если индивидуальный предприниматель реализует товары (работы, услуги), облагаемые налогом с продаж на территориях, не контролируемых налоговым органом, в котором он состоит на учете, налоговые органы по месту осуществления индивидуальным предпринимателем деятельности без предъявления требования постановки в них на учет вправе взимать налог с продаж с оборотов по реализации продукции (работ, услуг) за наличный расчет, если на указанной территории налог с продаж введен. При этом если для открытия такому индивидуальному предпринимателю лицевого счета требуются учетные данные о нем, налоговым органом осуществляется такой учет сведений.
Для этого индивидуальному предпринимателю необходимо обратиться в налоговый орган по месту жительства для внесения изменений в информацию об адресе места осуществления деятельности, ранее сообщенную в заявлении о постановке на учет. Далее в налоговый орган по месту осуществления деятельности для учета сведений об индивидуальном предпринимателе, осуществляющем свою деятельность не по месту жительства, необходимо представить следующие документы:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства, в случае предъявления документа, удостоверяющего личность, отличного от паспорта;
- свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
- свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации.
Аналогичным образом в налоговом органе по месту нахождения объектов игорного бизнеса ведется учет сведений об индивидуальном предпринимателе, занимающемся игорным бизнесом не по месту жительства и уплачивающем налог на игорный бизнес согласно нормам Федерального закона от 31.07.98 № 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес".
В соответствии с главой 23 Кодекса физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являются плательщиками налога на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Особенности исчисления суммы налога индивидуальными предпринимателями, порядок и сроки уплаты налога, а также представления декларации по налогу на доходы физических лиц по месту своего учета установлены статьями 227 и 229 главы 23 Кодекса.
При осуществлении предпринимательской деятельности индивидуальный предприниматель обязан вести учет доходов и расходов и хозяйственных операций в соответствии с установленным Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 № 86н/БГ-3-04/430, вступившим в силу с момента его официального опубликования и распространяющимся на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.
Индивидуальный предприниматель, осуществляющий начисления (выплаты) работникам в денежной и (или) натуральной формах на основании заключенных с ними трудовых договоров, обязан производить исчисление сумм и уплату налога на доходы с физических лиц, представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за налоговый период в соответствии с порядком, установленным статьями 226 и 230 Кодекса.
Налогоплательщик - инвалид III группы при определении размера налоговой базы имеет право на соответствующие налоговые вычеты - стандартные (в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 218 Кодекса), социальные (в соответствии со ст. 219 Кодекса), имущественные (в соответствии со ст. 220 Кодекса) и профессиональные (в соответствии со ст. 221 Кодекса).
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 235 Кодекса физические лица, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, признаются налогоплательщиками единого социального налога (далее - ЕСН) с доходов от предпринимательской деятельности.
Кроме того, на основании подп. 1 п. 1 ст. 235 Кодекса индивидуальные предприниматели признаются налогоплательщиками в случае, если производят выплаты физическим лицам.
Согласно п. 2 ст. 235 Кодекса если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, указанным в подпунктах 1 и 2 п. 1 этой статьи, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.
Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 83 Кодекса налогоплательщики - физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства, налоговый контроль за правильностью исчисления и уплаты ЕСН индивидуальным предпринимателем по всем основаниям должен осуществляться налоговым органом по месту его постановки на учет (по месту жительства).
Согласно п. 1 ст. 346(26) Кодекса, введенной Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Кодексом и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 п. 4 ст. 346(26) Кодекса уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от деятельности, облагаемой единым налогом), налога на добавленную стоимость и налога с продаж (в отношении операций, являющихся объектами обложения соответственно налогом на добавленную стоимость и налогом с продаж, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, указанной в п. 2 настоящей статьи) и единого социального налога с полученных доходов и сумм, выплачиваемых своим работникам в связи с ведением деятельности, облагаемой единым налогом.
Согласно ст. 346(28) Кодекса налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог, виды предпринимательской деятельности, предусмотренные п. 2 ст. 346(26) настоящего Кодекса.
Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах того субъекта Российской Федерации, в котором они осуществляют виды предпринимательской деятельности, установленные п. 2 ст. 346(26) Кодекса, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога, установленного в этом субъекте Российской Федерации.
В настоящее время на территории Москвы в соответствии с Законом города Москвы от 07.12.2001 № 68 "О едином налоге на вмененный доход для предпринимательской деятельности в сфере розничной стационарной торговли горюче - смазочными материалами" установлен единый налог на вмененный доход для предпринимательской деятельности в сфере розничной стационарной торговли горюче - смазочными материалами.
Единый налог на вмененный доход для иных видов предпринимательской деятельности на территории Москвы не установлен.
Таким образом, предприниматели, осуществляющие на территории Москвы деятельность, не относящуюся к сфере розничной стационарной торговли горюче - смазочными материалами, не подлежат переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и обязаны отчитываться в налоговом органе по месту жительства в общеустановленном порядке.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 18.06.93 № 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" наличные денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций и оказании услуг производятся всеми предприятиями, организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) с обязательным применением контрольно - кассовых машин (далее - ККМ).
В пункте 1 Перечня отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 № 745 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 917) указаны организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в части оказания услуг населению при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно - кассовым машинам, за исключением услуг по перевозке пассажиров такси (в том числе маршрутными).
Письмом Минфина России от 20.04.95 № 16-00-30-33 "Об утверждении форм документов строгой отчетности" для учета наличных денежных средств, поступающих в качестве оплаты за оказание бытовых услуг, утвержден ряд бланков строгой отчетности. В случае невыдачи документов строгой отчетности организацией или индивидуальным предпринимателем они несут ответственность за осуществление денежных расчетов с населением без применения ККМ.
Наряду с применением бланков строгой отчетности организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении денежных расчетов с населением вправе применять ККМ.
Регистрация бланков строгой отчетности в налоговом органе действующим законодательством не предусмотрена. Изготавливать вышеуказанные бланки имеют право любые типографии при условии обязательного соблюдения ими требований, предъявляемых к изготовлению документов строгой отчетности.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Ю.А. Мавашев


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru