Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







<ПИСЬМО> УМНС РФ по г. Москве от 05.01.2003 № 26-12/803
<ОБ УЧЕТЕ ПРОЦЕНТОВ ПО КРЕДИТУ>

Официальная публикация в СМИ:
"Московский налоговый курьер", № 7, 2003
Соучредители - Управление МНС России по г. Москве, АНО Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - Издательско - консультационная компания "Статус - Кво 97", тел. (095) 737-80-43, 956-22-17, E-mail: mnk01@sq97.ru, http: www.sq97.ru/mnk/
Подписные индексы по каталогу Московский почтамт: 42638 - "Московский налоговый курьер", 42574 - "Российский налоговый курьер" с приложением "Московский налоговый курьер"
Издательская подписка - по тел. (095) 274-24-00, 277-11-89 или на сайте www.sq97.ru/mnk/


--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу.



Вопрос: Вправе ли российская организация со 100-процентным участием иностранного капитала (учредителем является резидент Франции) относить на расходы для целей налогообложения проценты по кредиту, полученному от материнской компании? Должны ли удерживаться какие-либо налоги при выплате процентного дохода материнской компании (резиденту Франции)? Какова ставка налога на дивиденды, перечисляемые в пользу материнской компании российской организацией? (Уставный капитал российской организации превышает три миллиона долларов США.)

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО
от 5 января 2003 г. № 26-12/803

1. По вопросу правомерности включения в затраты при определении объекта налогообложения по налогу на прибыль процентов по кредиту, предоставленному иностранным юридическим лицом - резидентом Франции.
В соответствии со ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами в целях главы 25 Кодекса признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам в соответствии со ст. 265 Кодекса, в частности, относятся расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида. Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам в целях определения налогооблагаемой прибыли установлены ст. 269 Кодекса.
В связи с тем, что международное законодательство имеет приоритет над внутренним законодательством Российской Федерации, при налогообложении операций, участниками которых являются, в том числе и иностранные юридические лица, следует также учитывать правила и нормы соответствующего международного договора Российской Федерации, регулирующего вопросы налогообложения.
В соответствии с п. 4 протокола к Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество от 26.11.96 (положения которого составляют неотъемлемую часть Конвенции) при исчислении налогооблагаемой прибыли компании - резидента Договаривающегося Государства (Российской Федерации), 30% капитала которой принадлежит одному или нескольким резидентам другого Договаривающегося Государства (Французской Республики), и общая сумма уставного капитала такой компании составляет не менее 500000 французских франков или эквивалент этой суммы в другой валюте, принимаются к вычету проценты, по которым такая компания несет расходы в целях своей промышленной или коммерческой деятельности, уплаченные банку или другому лицу, независимо от срока ссуды, но этот вычет не может превышать сумму, которая была бы установлена при отсутствии специальных отношений между плательщиком и фактическим получателем этих доходов.
Понятие "процента" для целей применения указанной Конвенции приведено в ст. 11 той же Конвенции.
Учитывая изложенное, российская компания со стопроцентным участием резидента Французской Республики и уставным капиталом не менее 500000 французских франков или эквивалента этой суммы в другой валюте при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль в Российской Федерации может учитывать проценты по кредиту, предоставленному материнской компанией в порядке и размере, установленных ст. 269 Кодекса, и в случае, если осуществление таких затрат удовлетворяет требованиям ст. 252 главы 25 Кодекса.
2. По вопросу обложения налогом на прибыль доходов иностранного юридического лица - резидента Франции у источника выплаты в РФ.
В соответствии со ст. 246 Кодекса иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации. Объектом налогообложения для таких организаций согласно ст. 247 Кодекса признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст. 309 Кодекса.
Ст. 309 Кодекса предусмотрено, что процентный доход от долговых обязательств любого вида, полученный иностранной организацией (получение которого не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство в Российской Федерации), относится к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежит обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Если международными договорами Российской Федерации, содержащими положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах, то в соответствии со ст. 7 Кодекса применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество от 26.11.96 проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, облагаются налогами только в этом другом Государстве, если такой резидент является их фактическим получателем и не осуществляет в другом Договаривающемся Государстве, в котором возникают проценты, промышленную или торговую деятельность через находящееся там постоянное представительство.
Практическое применение положений налоговых соглашений установлено ст. 312 Кодекса, в соответствии с п. 1 которой при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.
При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, такого подтверждения налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.
В связи с тем, что Кодекс не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местопребывание в иностранном государстве, письмом МНС России от 02.04.2002 № 23-1-13/1-482-М631 разъяснено, что в качестве таких документов могут применяться справки по форме, установленной внутренним законодательством этого иностранного государства, а также справки в произвольной форме. Указанные справки рассматриваются как подтверждающие постоянное местопребывание иностранной организации в случае, если в них содержится следующая или аналогичная по смыслу формулировка:
"Подтверждается, что компания ___________________ (наименование
компании) _____________ является (являлась) в течение ____________
(указать период) ______________________________ лицом с постоянным
местопребыванием в _________________________ (указать государство)
________________________ в смысле Соглашения об избежании двойного
налогообложения между СССР / Российской Федерацией и _____________
(указать государство) __________".
Поскольку постоянное местопребывание в иностранных государствах определяется на основе различных критериев, соответствие которым устанавливается на момент обращения за получением необходимого документа, в выдаваемом документе указывается календарный год, в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание.
Для подтверждения постоянного местопребывания могут также использоваться формы, разработанные ранее в этих целях в соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 16.06.95 № 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц". При этом направление иностранной организацией заполненных форм в налоговые органы Российской Федерации и получение разрешения на неудержание налога от российских налоговых органов не требуется.
На всех документах, подтверждающих постоянное местопребывание, проставляются печать (штамп) компетентного (или уполномоченного им) органа иностранного государства и подпись уполномоченного должностного лица.
При налогообложении у источника выплаты в Российской Федерации доходов иностранного юридического лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, в виде дивидендов следует руководствоваться ст. 10 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество от 26.11.96, которой установлены дифференцированные ставки налогообложения таких доходов в зависимости от условий, предусмотренных указанной статьей Конвенции.
Одновременно сообщаем, что применение пониженных ставок при налогообложении доходов иностранного юридического лица у источника выплаты в Российской Федерации возможно только при соблюдении требований, предусмотренных п. 1 ст. 312 Кодекса.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru