Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Московской городской Думы от 04.06.2008 № 124
"О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 17 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости Московской городской Думы", 13.08.2008, № 7, ст. 108


Внимание! Документ утратил силу.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 04.06.2008.
Окончание действия документа - 06.10.2009.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Документ утратил силу с 7 октября 2009 года в связи с принятием постановления Московской городской Думы от 07.10.2009 № 335.
   ------------------------------------------------------------------




МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 2008 г. № 124

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 17 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ
ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и статьей 35 Устава города Москвы Московская городская Дума постановляет:
1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
2. Поручить представление указанного законопроекта на всех этапах его рассмотрения в Государственной Думе депутату Московской городской Думы Т.А. Потяевой.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.

Председатель
Московской городской Думы
В.М. Платонов





Внесен
постановлением
Московской городской Думы
от 4 июня 2008 г. № 124

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 17 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Статья 1

Внести в пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3430; 2002, № 11, ст. 1020; № 50, ст. 4925; 2003, № 2, ст. 169; № 11, ст. 956; № 13, ст. 1178; 2005, № 13, ст. 1078; № 27, ст. 2719; 2006, № 50, ст. 5279; 2007, № 1, ст. 7, 15; № 45, ст. 5427; № 46, ст. 5554; № 50, ст. 6247) изменение, дополнив его подпунктом 105 следующего содержания:
"105) деятельность, связанная с трудоустройством граждан на работу в семьи по присмотру и (или) уходу за детьми, и (или) их воспитанию".

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года.

Президент
Российской Федерации





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 17 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ
ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

В проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - законопроект) перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, дополняется подпунктом о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан на работу в семьи для присмотра и (или) ухода за детьми, и (или) их воспитания.
Законопроект разработан с учетом положений статьи 4 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в которой говорится, что "к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан...".
В случае лицензирования деятельности, связанной с трудоустройством граждан на работу в семьи по присмотру и (или) уходу за детьми, и (или) их воспитанию, речь идет о риске нанесения ущерба физическому и психическому здоровью несовершеннолетних детей гражданами, которых соответствующие юридические лица (далее - кадровые агентства) по заявкам родителей трудоустроили на соответствующую работу в семьи (далее - няни).
Меры государственной поддержки семей с детьми, направленные на решение демографической проблемы, увеличение рождаемости, с одной стороны, и невозможность обеспечения в полном объеме присмотром и уходом в государственной системе дошкольного образования всех нуждающихся в этом детей, а также невозможность большого числа женщин самостоятельно осуществлять обязанности по присмотру, уходу и воспитанию ребенка в связи с необходимостью сохранения рабочего места по окончании отпуска по уходу за ребенком, с другой стороны, привели к востребованности услуг нянь (в общей доле домашнего персонала по оценке участников соответствующего рынка услуг няни составляют от 50 до 70 процентов).
В связи с этим появились многочисленные кадровые агентства, оказывающие услуги по трудоустройству домашнего персонала на работу с особым контингентом - детьми (новорожденными или в возрасте от 1 года до 14 лет). Только на территории города Москвы работают более 300 таких агентств.
В настоящее время няня - это не столько женщина, занимающаяся уходом за детьми (согласно Толковому словарю русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова), сколько работник, за определенную плату осуществляющий деятельность, связанную с присмотром, уходом за детьми и их воспитанием. Следовательно, возникает вопрос: "Квалифицированный это работник или нет?".
Специфика данной деятельности заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев няня остается в течение всего дня наедине с малолетним ребенком или детьми. И от ее физического и психического здоровья, действий или бездействия зависит здоровье, а нередко и жизнь маленького человека. Кроме того, помимо специальных знаний и опыта работы с разными возрастными категориями детей требуются определенные личностные качества, так как не любой, даже самый талантливый, учитель или работник с медицинским (педагогическим) образованием может работать в семье с детьми.
В настоящее время обучение таким профессиям, как няня, домашний воспитатель, гувернер (гувернантка), в государственной системе образования не осуществляется, поэтому к людям, занимающимся соответствующей деятельностью, не предъявляются требования к уровню специального образования и квалификации. Зачастую во внимание принимаются конкретные пожелания родителей и требования к кандидатуре няни, установленные самим кадровым агентством.
В большинстве случаев родители подбирают няню для своих детей не самостоятельно (объявления в газетах, советы знакомых), а обращаясь в кадровые агентства. Родители, заключившие договор с кадровым агентством на подбор няни для своего ребенка, не в состоянии проверить подлинность и достоверность ее документов, выявить при собеседовании отличительные личностные качества. Свой выбор родители делают из числа кандидатов, предварительно отобранных сотрудниками кадрового агентства, в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Безопасность и здоровье ребенка зависят от того, насколько тщательно в кадровом агентстве проверили документы няни, провели психологическое тестирование для оценки ее профессиональных и личностных качеств, в случае выявления недостаточности специальных знаний посоветовали получить профессиональную подготовку. В противном случае работу в семье с детьми может получить любой человек без специальной подготовки и образования, даже психически неуравновешенный или с криминальным прошлым.
Ответственность кадрового агентства за действия конкретного работника, предлагаемого для работы с детьми, законодательством Российской Федерации не предусмотрена, поэтому нет прямой заинтересованности таких агентств в качественном подборе кандидатов для работы в семьи с детьми, их тщательной и всесторонней проверке. Исключение составляют немногочисленные кадровые агентства, длительное время работающие на рынке кадровых услуг, которые дорожат своей деловой репутацией.
В связи с этим риск нанесения ущерба здоровью ребенка непрофессиональными действиями няни значительно выше, чем в других сферах деятельности. За ошибки кадровых агентств расплачиваются своим здоровьем и жизнью дети и их родители.
Официальной статистики по количеству детей, пострадавших от действий нянь, нет. Однако по данным специализированных фирм, осуществляющих по поручению родителей проверку нянь с помощью видео- и аудиозаписи, в 70 случаях из 100 заказчики после соответствующей проверки отказываются от услуг нянь по причине жестокого и грубого обращения с детьми (рукоприкладство, крики, нецензурные выражения) или недобросовестного отношения к своим обязанностям (отсутствие должного присмотра и ухода, пропуск кормления, нарушение правил гигиены), а также в ряде других случаев.
Кроме того, жестокое и грубое обращение оказывает негативное воздействие на неокрепшую психику ребенка.
В подпункте 83 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации, а Правительством Российской Федерации принято соответствующее положение.
Однако деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации на ее территории, в том числе с трудоустройством домашних воспитателей (нянь) в семьи с детьми, в России законодательно не урегулирована. Кроме того, следует отметить, что кадровые агентства повсеместно предоставляют в семьи для работы в качестве нянь граждан других государств (например, из стран СНГ).
В подавляющем большинстве случаев кадровые агентства отказываются нести ответственность за действия рекомендованных ими нянь, поскольку такие работники не состоят в их штате, а сами агентства работают исключительно как посредники. В случае недовольства работником кадровое агентство предложит новую кандидатуру, не возмещая нанесенный ущерб. В особых случаях няню могут занести в "черный список" и больше не предлагать ее кандидатуру. К сожалению, такие списки не являются источниками объективной информации для родителей.
Законодательство о защите прав потребителей также не защищает родителя от нерадивого работника. Деятельность няни в отличие, например, от индивидуальной трудовой педагогической деятельности, которая сопровождается получением доходов и рассматривается как предпринимательская, не подлежит государственной регистрации.
Регулирование деятельности, связанной с трудоустройством граждан на работу в семьи с детьми, иными методами не осуществляется. Решить данную проблему, на наш взгляд, сможет институт лицензирования.
Установление четких критериев и требований к деятельности кадровых агентств в данной сфере должно привести к созданию на рынке соответствующих услуг нового вида специализированных профессиональных кадровых агентств по подбору персонала для работы в семьях с детьми.
Отсутствие методов государственного регулирования и контроля в данной сфере деятельности, которая имеет важное социальное значение и затрагивает интересы граждан, в целом снижает эффективность принимаемых государством мер по защите прав детей.





Приложение 1
к проекту федерального закона

ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 17 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ
ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" потребуется принятие постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан на работу в семьи по присмотру и (или) уходу за детьми, и (или) их воспитанию".





Приложение 2
к проекту федерального закона

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 17 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ
ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Принятие данного проекта федерального закона потребует дополнительных расходов из федерального бюджета с 1 января 2010 года на функционирование органа государственной власти, уполномоченного (в случае его создания) осуществлять лицензирование, а также на проведение других мероприятий по лицензированию деятельности, связанной с трудоустройством граждан на работу в семьи по присмотру и (или) уходу за детьми, и (или) их воспитанию.
В случае передачи соответствующих полномочий по лицензированию субъекту Российской Федерации затраты, связанные с предоставлением лицензий, составят в городе Москве 900 тыс. рублей в год.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru