Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРИКАЗ УФНС РФ по г. Москве от 08.05.2008 № 223
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФНС РОССИИ ПО Г. МОСКВЕ И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ НАЛОГОВЫХ ИНСПЕКЦИЙ ПО ВВОДУ В ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС "РАСЧЕТЫ С БЮДЖЕТОМ" ДАННЫХ ИЗ ДОКУМЕНТОВ, СЛУЖАЩИХ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, АДМИНИСТРИРУЕМЫХ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ ПО ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ, А ТАКЖЕ ПРИМЕНЕНИЮ МЕР ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЗЫСКАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ К УКАЗАННЫМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ"

Официальная публикация в СМИ:
"Учет, налоги, право" (в Москве), № 19, 20-26 мая, 2008,
"Учет, налоги, право" (в Москве), № 20, 27 мая-2 июня, 2008 (продолжение),
"Учет, налоги, право" (в Москве), № 21, 3-9 июня, 2008 (продолжение),
"Учет, налоги, право" (в Москве), № 22, 10-16 июня, 2008 (окончание)






УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ

ПРИКАЗ
от 8 мая 2008 г. № 223

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФНС
РОССИИ ПО Г. МОСКВЕ И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ НАЛОГОВЫХ ИНСПЕКЦИЙ
ПО ВВОДУ В ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС "РАСЧЕТЫ С БЮДЖЕТОМ"
ДАННЫХ ИЗ ДОКУМЕНТОВ, СЛУЖАЩИХ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ
И УПЛАТЫ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, АДМИНИСТРИРУЕМЫХ
НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ ПО ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ, А ТАКЖЕ ПРИМЕНЕНИЮ МЕР ПРИНУДИТЕЛЬНОГО
ВЗЫСКАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ К УКАЗАННЫМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ

С целью повышения исполнительской дисциплины инспекцией ФНС России по г. Москве в части обеспечения своевременного и полного ввода и обработки данных из документов, служащих основанием для исчисления и уплаты платежей физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также реализации единообразного подхода по применению мер принудительного взыскания задолженности по налогам и сборам к указанным налогоплательщикам в досудебном и судебном порядке приказываю:
1. Утвердить Регламент организации работы Управления ФНС России по г. Москве и подведомственных налоговых инспекций по вводу в информационный ресурс "Расчеты с бюджетом" данных из документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами по физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также применению мер принудительного взыскания задолженности к указанным налогоплательщикам (далее - Регламент).
2. Определить в качестве ответственных:
2.1. За прием сведений об объектах налогообложения (транспортных средствах, недвижимом имуществе, земельных участках) и их владельцах, представляемых регистрирующими органами на бумажных носителях, а также в электронном виде, и передачу их в инспекции ФНС России по г. Москве - отдел ресурсных, имущественных и прочих налогов Управления (С.О. Базанова), в инспекциях ФНС России по г. Москве - отделы, осуществляющие исчисление имущественных налогов с физических лиц совместно с отделами регистрации и учета налогоплательщиков и информационных технологий.
Инспекциям ФНС России по г. Москве выделить конкретных сотрудников, ответственных за указанное направление работы, сообщив их данные в отдел ресурсных, имущественных и прочих налогов Управления.
2.2. За ввод и обработку информации из платежных документов на уплату налогов физических лиц и отражение ее в карточках "РСБ" местного уровня физических лиц в Управлении - отдел учета налоговых поступлений и отчетности (О.Н. Болабонова), в инспекциях ФНС России по г. Москве - отделы ввода и обработки данных.
Инспекциям ФНС России по г. Москве выделить конкретных сотрудников, ответственных за указанное направление работы, сообщив их данные в отдел учета налоговых поступлений и отчетности Управления.
2.3. За составление списков недоимщиков, направление требований в установленные законодательством сроки, формирование пакетов документов для обращения в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, а также применение мер, предусмотренных ст. 46, 47 НК РФ в отношении индивидуальных предпринимателей, - отдел урегулирования задолженности Управления (А.А. Шидловская), в инспекциях ФНС России по г. Москве - отделы урегулирования задолженности.
2.4. За подготовку и подачу в суды заявлений о принудительном взыскании задолженности в бюджет по налогам физических лиц, а также по обеспечению участия представителей налогового органа в судебных заседаниях - юридический отдел Управления (С.А. Аракелов), в инспекциях ФНС России по г. Москве - юридические отделы.
2.5. За подготовку, согласование проектов решений о направлении в арбитражный суд заявлений о признании банкротами индивидуальных предпринимателей и подачу указанных заявлений в суд - отдел обеспечения процедуры банкротства Управления (Л.М. Зыкова), в инспекциях ФНС России по г. Москве - отдел обеспечения процедуры банкротства.
2.6. За сопровождение программного обеспечения территориального уровня с целью выполнения пп. 2.1, 2.2, 2.3 настоящего приказа - отдел информационных технологий Управления (М.Б. Букеткина).
3. Начальникам инспекций ФНС России по г. Москве обеспечить:
3.1. Повышение эффективности деятельности рабочих групп по формированию пакетов документов для обращения в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, созданных в соответствии с поручением Управления ФНС России по г. Москве от 26.09.2007 № 27-08/091379@. При наличии задолженности по имущественным налогам физических лиц свыше 100 млн. руб. установить численность состава рабочей группы не менее 10 человек, до 100 млн. руб. - не менее 6 человек.
3.2. Своевременное начисление налогов, сборов и иных платежей, взимаемых с физических лиц и индивидуальных предпринимателей в сроки, установленные действующим законодательством.
3.3. Представление информации по организации работы по принудительному взысканию недоимки с физических лиц и индивидуальных предпринимателей согласно приложениям соответственно № 2, 3 (не приводятся) к Регламенту в отдел урегулирования задолженности Управления (А.А. Шидловская) - ежемесячно в срок до 20 числа.
3.4. Представление информации в соответствии с поручением Управления от 08.02.2008 № 27-08/011734@ в отдел урегулирования задолженности Управления - еженедельно по средам (нарастающим итогом с начала года).
4. Начальникам инспекций ФНС России № 15, 20, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 31, 33, 34, 43 по г. Москве обеспечить представление информации в соответствии с поручением Управления от 18.03.2008 № 27-08/024915@ - ежедневно до особых указаний.
5. Приказ Управления ФНС России по г. Москве от 17.03.2006 № 168 "Об утверждении Регламента работы инспекций ФНС России по г. Москве по вводу в базу данных "Расчеты с бюджетом" данных из документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами по физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, и по применению мер принудительного взыскания недоимки с налогоплательщиков - физических лиц" считать утратившим силу.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей руководителя Управления ФНС России по г. Москве по соответствующим направлениям.

Руководитель Управления
Федеральной налоговой
службы по г. Москве
Н.В. Синникова





Приложение
к приказу Управления
Федеральной налоговой службы
по г. Москве
от 8 мая 2008 г. № 223

РЕГЛАМЕНТ
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФНС РОССИИ ПО Г. МОСКВЕ
И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ НАЛОГОВЫХ ИНСПЕКЦИЙ ПО ВВОДУ
В ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС "РАСЧЕТЫ С БЮДЖЕТОМ" ДАННЫХ
ИЗ ДОКУМЕНТОВ, СЛУЖАЩИХ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ
НАЛОГОВ, СБОРОВ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, АДМИНИСТРИРУЕМЫХ НАЛОГОВЫМИ
ОРГАНАМИ ПО ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ, А ТАКЖЕ ПРИМЕНЕНИЮ МЕР ПРИНУДИТЕЛЬНОГО
ВЗЫСКАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ К УКАЗАННЫМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ

Настоящий Регламент разработан в целях оптимизации налоговых поступлений в бюджет г. Москвы по налогам, уплачиваемым физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, путем повышения инспекциями ФНС России по г. Москве исполнительской дисциплины в части организации работы по администрированию налогов, взимаемых с физических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечения своевременного и полного ввода и обработки данных из документов, служащих основанием для исчисления и уплаты платежей физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, актуализации базы данных, а также реализации единообразного подхода по применению мер принудительного взыскания задолженности с налогоплательщиков указанной категории в досудебном и судебном порядке.
Настоящий Регламент включает порядок:
1. Исчисления имущественных налогов, взимаемых с физических лиц, и сроки их уплаты.
2. Уведомления налогоплательщиков - физических лиц о начисленных налогах.
3. Организации работы по формированию базы данных "Расчеты с бюджетом".
4. Применения мер принудительного взыскания задолженности.
5. Представления налоговой отчетности индивидуальными предпринимателями.
6. Применения мер принудительного взыскания налога (сбора) в отношении налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей.
7. Осуществления УФНС России по г. Москве контроля деятельности инспекций ФНС России по г. Москве по обеспечению своевременного и полного взыскания налогов (сборов) с налогоплательщиков - физических лиц.

1. Порядок исчисления имущественных налогов, взимаемых
с физических лиц, и сроки их уплаты

1.1. Порядок исчисления транспортного налога с физических лиц и срок его уплаты.
Администрирование транспортного налога на территории города Москвы осуществляется в соответствии с положениями части 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), главы 28 "Транспортный налог" НК РФ, Закона города Москвы от 23.10.2002 № 48 "О транспортном налоге", а также иными правовыми актами.
Кроме этого, налоговым органам г. Москвы в своей работе следует руководствоваться приказами Управления ФНС России по г. Москве от 08.08.2007 № 413 "О порядке администрирования транспортного налога на территории г. Москвы и организации работы Управления ФНС России по г. Москве и подведомственных налоговых инспекций по исчислению транспортного налога на основе сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств" и от 21.08.2007 № 436 "Об организации работы Управления ФНС России по г. Москве и подведомственных налоговых инспекций по исчислению транспортного налога в случае изменения адреса места жительства физических лиц, являющихся плательщиками транспортного налога".
Разработанными в соответствии с приказом ФНС России от 06.06.2005 № САЭ-3-13/239@ "О полномочиях Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных при взаимодействии с территориальными органами ФНС России по г. Москве" Регламентом обмена информацией в электронном виде в ходе взаимодействия между МИ ФНС России по ЦОД и налоговыми органами г. Москвы, Порядком взаимодействия между налоговыми органами г. Москвы и МИ ФНС России по ЦОД при обработке сведений о транспортных средствах, поступивших на бумажных носителях и в электронном виде, и Порядком взаимодействия между налоговыми органами г. Москвы и МИ ФНС России по ЦОД при организации работ по централизованной печати и рассылке налоговых уведомлений и форм платежных документов на уплату транспортного налога и налога на имущество физических лиц:
1.1.1. Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 358 НК РФ определены транспортные средства, которые не являются объектом налогообложения.
1.1.2. Ставки по транспортному налогу на территории г. Москвы установлены статьей 6 Закона города Москвы от 23.10.2002 № 48 "О транспортном налоге" в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
1.1.3. Налоговые льготы налогоплательщикам предоставляются в соответствии со ст. 9 Закона города Москвы от 23.10.2002 № 48 "О транспортном налоге".
1.1.4. Исчисление транспортного налога осуществляется территориальными налоговыми органами на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, централизованно представляемых в УФНС России по г. Москве органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
Исчисление транспортного налога осуществляется территориальными налоговыми органами на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, централизованно представляемых в УФНС России по г. Москве органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
После загрузки в базу данных УФНС России по г. Москве сведения, представленные регистрирующими органами в электронном виде, с использованием программного обеспечения в месячный срок сортируются по адресам и затем передаются в инспекции ФНС России по г. Москве для исчисления налога.
В отношении сведений о водных и воздушных транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых регистрирующими органами на бумажных носителях, следует руководствоваться порядком, изложенным в приказе Управления ФНС России по г. Москве от 08.08.2007 № 413.
Уплата налога осуществляется на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии со ст. 8 Закона города Москвы от 23.10.2002 № 48 "О транспортном налоге" налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 363 НК РФ уплата транспортного налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств.
Местом нахождения транспортных средств согласно п. 5 ст. 83 НК РФ признается:
1) для морских, речных и воздушных ТС - место (порт) приписки, при отсутствии такового - место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества;
2) для ТС, не указанных в подп. 1 п. 5 ст. 83 НК РФ, - место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества.
В целях обеспечения единообразия действий налоговых органов по применению настоящего Регламента и с учетом особенностей представления информации о зарегистрированных ТС различными регистрирующими органами ТС объединены в следующие группы:
наземные ТС - автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы и мотосани;
воздушные ТС - самолеты, вертолеты и другие воздушные ТС;
водные ТС - теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные ТС.
1.1.5. Обращения физических лиц - налогоплательщиков с заявлением о предоставлении льготы рассматриваются в 30-дневный срок с даты обращения в налоговый орган.
1.2. Порядок исчисления налога на имущество физических лиц и сроки его уплаты.
Администрирование налога на имущество физических лиц на территории города Москвы осуществляется в соответствии с:
- положениями части 1 НК РФ;
- Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон);
- Законом города Москвы от 23.10.2002 № 47 "О ставках налога на имущество физических лиц";
- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Инструкцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.11.1999 № 54 по применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц";
- разработанными в соответствии с приказом ФНС России от 06.06.2005 № САЭ-3-13/239@ "О полномочиях Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных при взаимодействии с территориальными органами ФНС России по г. Москве" Регламентом обмена информацией в электронном виде в ходе взаимодействия между МИ ФНС России по ЦОД и налоговыми органами г. Москвы и Порядком взаимодействия между налоговыми органами г. Москвы и МИ ФНС России по ЦОД при организации работ по централизованной печати и рассылке налоговых уведомлений и форм платежных документов на уплату транспортного налога и налога на имущество физических лиц.
1.2.1. Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.
1.2.2. Объектом налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
1.2.3. Статьей 4 Закона установлены категории граждан, подлежащих освобождению от уплаты налога.
При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.
В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.
Обращения физических лиц - налогоплательщиков с заявлением о предоставлении льготы рассматриваются в 30-дневный срок с даты обращения в налоговый орган.
1.2.4. На территории города Москвы ставки налога на имущество физических лиц определены Законом города Москвы от 23.10.2002 № 47 в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости помещений и типа использования.
1.2.5. Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы технической инвентаризации, осуществляющие оценку строений, помещений и сооружений, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов на имущество физических лиц, по состоянию на 1 января.
Указанные сведения представляются в Управление ФНС России по г. Москве централизованно.
Налог на имущество физических лиц ежегодно исчисляется налоговым органом по месту нахождения объектов налогообложения на основании данных о его инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
После загрузки в базу данных УФНС России по г. Москве вышеназванные сведения с использованием программного обеспечения в месячный срок сортируются по адресам и затем передаются в инспекции ФНС России по г. Москве для исчисления налога.
Налоговые органы, исчислившие налог на основании полученных сведений, вручают налогоплательщикам налоговое уведомление на уплату налога на имущество физических лиц ежегодно не позднее 1 августа.
Уплата налога производится налогоплательщиками равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.
По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты.
Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года.
Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предыдущих года.
1.3. Порядок исчисления земельного налога с физических лиц и срок его уплаты.
Администрирование земельного налога на территории города Москвы осуществляется в соответствии с положениями части 1 НК РФ, главы 31 "Земельный налог" НК РФ и Законом города Москвы от 24.11.2004 № 74 "О земельном налоге", а также разъяснениями Минфина России и Департамента финансов города Москвы.
1.3.1. В соответствии со ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
На основании п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим лицам или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Таким образом, земельный налог уплачивается по тем земельным участкам, в отношении которых на организации и физических лиц зарегистрированы указанные права либо имеются соответствующие акты (постановления, распоряжения, решения и другие), изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления, о предоставлении земельных участков.
При налогообложении земельных участков, занятых многоквартирными домами, необходимо иметь в виду следующее.
Если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, а также имеются правоподтверждающие документы о государственной регистрации данного земельного участка, а при их отсутствии - документы, подтверждающие право собственности на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме (документы о государственной регистрации прав, правоустанавливающие документы, поименованные в п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), то налогоплательщиками земельного налога должны признаваться собственники жилых и нежилых помещений этого дома. При этом налог должен исчисляться в порядке, предусмотренном ст. 392 НК РФ. Налогообложение земельного участка, занятого многоквартирным домом, осуществляется с момента присвоения ему кадастрового номера.
1.3.2. Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения:
- земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- земельные участки из состава земель лесного фонда;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
1.3.3. Согласно ст. 396 НК РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ.
В соответствии с п. 12 ст. 396 НК РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В г. Москве сведения о земельных участках, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения, представляют Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Москве, Управление Федеральной регистрационной службы по Москве и Департамент земельных ресурсов.
С целью получения сведений о земельных участках, необходимых для исчисления земельного налога, 25.01.2006 заключено Соглашение № 2 об информационном взаимодействии Главного управления Федеральной регистрационной службы по городу Москве и Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве.
Информационное взаимодействие с Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Москве осуществляется в соответствии с Временным соглашением о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Министерства РФ по налогам и сборам, утвержденным приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 05.10.2004 № САЭ-3-21/511/П/57.
Сведения представляются Управлением Федеральной регистрационной службы по Москве по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 07.09.2005 № 112н "Сведения о земельных участках, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения" и рекомендации по ее заполнению", в электронном виде в соответствии с совместным приказом ФНС России и ФРС России от 02.11.2005 № 157/САЭ-3-21/556.
Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Москве по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 20.06.2005 № 75н "Сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу" и рекомендаций по ее заполнению", передаются сведения о земельных участках в электронном виде в соответствии с совместным приказом Федеральной налоговой службы и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Москве от 13.09.2007 № П-0235/ММ-3-13/529@.
После загрузки в базу данных УФНС России по г. Москве сведения передаются в инспекции ФНС России по г. Москве для исчисления налога физическим лицам и направления налоговых уведомлений.
1.3.4. Статьей 2 Закона города Москвы от 24.11.2004 № 74 "О земельном налоге" установлены налоговые ставки земельного налога.
1.3.5. На основании п. 1 ст. 3 Закона города Москвы от 24.11.2004 № 74 "О земельном налоге" налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

2. Уведомление налогоплательщиков - физических лиц
о начисленных налогах

2.1. Направление налогового уведомления.
2.1.1. Отделы инспекций ФНС России по г. Москве, осуществляющие исчисление имущественных налогов с физических лиц, производят исчисление данных налогов и осуществляют выгрузку расчетных данных для передачи в МИ ФНС России по ЦОД в соответствии с утвержденным Управлением порядком работы налоговых инспекций по исчислению налогов физическим лицам в сроки, определенные графиком передачи расчетных данных.
Сформированные файлы с расчетными данными инспекции передают в МИ ФНС России по ЦОД для централизованной печати и рассылки налоговых уведомлений и форм платежных документов на уплату налогов налогоплательщикам - физическим лицам.
Форма налогового уведомления утверждена приказом ФНС России от 31.10.2005 № САЭ-3-21/551@ "Об утверждении форм налоговых уведомлений".
Для массовой печати документов в МИ ФНС России по ЦОД используются шаблоны печатной формы документов, которые разрабатываются в соответствии с формами, установленными законодательством о налогах и сборах, с учетом специфики технологии массовой печати документов и их отправки по назначению.
МИ ФНС России по ЦОД распечатывает налоговые уведомления и формы платежных документов на уплату налога на основе расчетных данных и с использованием образцов подписей руководителей инспекций и образцов печатей инспекций, упаковывает их в конверты и наносит на конверты государственные знаки почтовой оплаты.
2.1.2. В случаях:
- личного обращения физических лиц - налогоплательщиков;
- при ручном разборе сведений о земельных участках, недвижимом имуществе, транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, не прошедших в автоматизированном режиме выгрузку данных в инспекции;
- по сведениям о водных и воздушных транспортных средствах, земельных участках и лицах, на которых они зарегистрированы, -
инспекциями ФНС России по г. Москве собственными силами формируются налоговые уведомления об уплате налога и платежные документы по форме ПД (налог) и направляются налогоплательщикам - физическим лицам.
Налоговое уведомление об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
2.2. Порядок работы налоговых органов с уведомлениями, не доставленными налогоплательщикам.
2.2.1. При получении от УФПС г. Москвы - филиала ФГУП "Почта России" почтовых отправлений, не доставленных налогоплательщикам, МИ ФНС России по ЦОД оформляет сопроводительное письмо и передает вместе с ним недоставленные почтовые отправления в инспекции ФНС России по г. Москве.
Инспекции ФНС России по г. Москве, получив от МИ ФНС России по ЦОД почтовые отправления, в случае их возврата отделениями почтовой связи:
- в пятидневный срок со дня получения недоставленных почтовых отправлений осуществляют разбор и выясняют причину возврата;
- при необходимости вызывают налогоплательщика;
- не позднее чем в пятнадцатидневный срок со дня выяснения причин возврата осуществляют повторное направление налоговых уведомлений или направление запросов для уточнения адреса места жительства налогоплательщика в паспортно-визовую службу.
Наиболее часто встречающиеся случаи возврата отделениями почтовой связи почтовых отправлений и работа инспекций с ними:
- в случае возврата почтового отправления, содержащего налоговое уведомление и платежный документ на уплату налога, в налоговый орган, исчисливший этот налог, с указанием на конверте об истечении срока его хранения налоговый орган направляет налогоплательщику новое налоговое уведомление и платежный документ на уплату налога, установив новый срок уплаты транспортного налога в соответствии со ст. 52 НК РФ;
- в случае возврата почтового отправления, содержащего налоговое уведомление и платежный документ на уплату налога, в налоговый орган, исчисливший этот налог, с указанием на конверте, что данный адресат переехал по новому адресу места жительства или дом, в котором проживал налогоплательщик - физическое лицо снесен, налоговому органу необходимо провести в отношении данного налогоплательщика работу в соответствии с приказом УФНС России по г. Москве от 21.08.2007 № 436 "Об организации работы Управления ФНС России по г. Москве и подведомственных налоговых инспекций по исчислению транспортного налога в случае изменения адреса места жительства физических лиц, являющихся плательщиками транспортного налога", а именно направить запрос в органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства (паспортно-визовая служба), по вопросу представления сведений о новом месте жительства данного физического лица.

3. Порядок ведения в налоговых органах базы данных
"Расчеты с бюджетом"

База данных "Расчеты с бюджетом" местного уровня ведется в соответствии с Рекомендациями по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", утвержденными приказом ФНС России от 16.03.2006 № ММ-3-10/138@.
3.1. Порядок открытия карточек "РСБ".
Открытие карточек "РСБ" местного уровня физических лиц осуществляется при условии постановки их на налоговый учет в налоговом органе соответственно с присвоением физическому лицу ИНН (с использованием ранее присвоенного ему ИНН).
При постановке плательщика на учет в налоговом органе карточки "РСБ" местного уровня открываются:
с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обязательств, предусматривающих уплату данного налога или сбора;
с момента уплаты налогов (сборов), а также иных обязательных платежей, администрируемых налоговым органом.
Для целей учета платежей по налогам и сборам карточки "РСБ" открываются по каждому территориально обособленному объекту налогообложения, в том числе по объектам налогообложения одного типа.
Так, наличие у физического лица нескольких объектов недвижимости, транспортных средств, находящихся на территории разных муниципальных образований, является основанием для ведения в налоговых органах отдельных карточек "РСБ" по каждому объекту налогообложения конкретного типа, характеризующегося принадлежностью к территории определенного муниципального образования с определенным кодом административно-территориального образования (ОКАТО), на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога (сбора).
Для идентификации платежа в карточке "РСБ" обязательно заполнение следующих показателей: ИНН плательщика, КБК, кода ОКАТО, статуса плательщика.
3.2. Порядок отражения в карточках "РСБ" местного уровня информации о начисленных к уплате (доплате), уменьшению суммах налогов (сборов) и иных обязательных платежей.
Основные принципы принятия и ввода в автоматизированную систему АИС "Налог" и в карточки "РСБ" данных из документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами, установлены Регламентом принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых плательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденным приказом МНС России от 04.02.2004 № БГ-3-06/76 "О внесении изменений и дополнений в приказ МНС России от 14.02.2003 № БГ-3-06/65".
Отделы ввода и обработки данных вводят в систему данные из уведомлений и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов (сборов) и иных обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами. В карточках "РСБ" отражаются также начисленные к уплате (доплате), уменьшению суммы налога (сбора).
Исчисленные к уплате (доплате), уменьшению суммы налогов (сборов) отражаются в карточках "РСБ" в хронологическом порядке.
При отражении в информационных ресурсах данных уточненных налоговых деклараций (расчетов) сальдо расчетов с бюджетом по состоянию на 1 января текущего года и на даты, предшествующие дате проведения в карточке "РСБ", изменению не подлежит.
Для отражения в карточках "РСБ" начисленных сумм, а также доначисленных (уменьшенных) в результате налоговых проверок сумм используются данные из информационных ресурсов "Камеральные налоговые проверки" и "Выездные налоговые проверки", Единые требования к формированию которых утверждены приказом МНС России от 17.11.2003 № БГ-3-06/627@ "Об утверждении Единых требований к формированию информационных ресурсов по камеральным и выездным налоговым проверкам" (с учетом изменений и дополнений) (далее - Информационные ресурсы "Камеральные налоговые проверки" и Информационные ресурсы "Выездные налоговые проверки").
3.3. Порядок учета в карточках "РСБ" местного уровня налогов (сборов) и иных обязательных платежей, поступивших на соответствующий счет Федерального казначейства.
В инспекциях должно быть обеспечено ежедневное получение в отделе учета налоговых поступлений и отчетности Управления расчетных документов на бумажных носителях, в том числе платежных документов по форме ПД, поступающих из УФК по г. Москве в соответствии с Перечнем передаваемых документов, с обязательной отметкой о дате получения на экземпляре инспекции. Ответственным за данную работу назначается должностное лицо, ответственное за обеспечение приема, отправки и обработки корреспонденции на бумажных носителях. Документы подлежат передаче в отдел ввода и обработки данных не позднее дня их получения в Управлении.
Ввод в базу данных "Расчеты с бюджетом" информации из платежных документов физических лиц по форме ПД осуществляется не позднее 5 рабочих дней с даты поступления из УФК по г. Москве в Управление ФНС России по г. Москве. Ввод информации, поступившей от Сбербанка России с использованием биллинговой системы, осуществляется не позднее дня, следующего за днем получения соответствующей информации (сводных платежных документов) из органов Федерального казначейства.
Суммы налогов (сборов), пеней и штрафов, поступившие (возвращенные) и зачисленные на соответствующий счет Федерального казначейства, отражаются в карточке "РСБ" местного уровня на основании:
- информации из расчетных документов, представляемой управлениями Федерального казначейства в соответствии с совместным приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Минфина России от 27.06.2005 № 7н/САЭ-3-10/285 "Об обмене информацией в электронном виде между управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации", которая передается УФНС в нижестоящие налоговые органы;
- платежных документов форм № ПД (налог), № ПД-4сб (налог), используемых для уплаты налогов, сборов или иных обязательных платежей физическими лицами;
- платежных документов, поступающих в электронном виде из Сбербанка России с использованием биллинговой системы.
При поступлении информации из органов Федерального казначейства в налоговую инспекцию сотрудники отдела ввода проверяют полноту и правильность заполнения всех реквизитов ЭПД, соответствие реквизитов плательщика, указанных в платежных документах, данным базы налоговых органов по учету плательщиков и осуществляют ввод информации в карточки "РСБ" местного уровня.
Учет платежей физических лиц по квитанциям ф. № ПД (налог) и ф. № ПД-4сб (налог) осуществляется в следующем порядке.
Сводные платежные документы на общую сумму, формируемые банками, сверяются с прилагаемыми к ним платежными документами физических лиц по формам № ПД (налог), № ПД-4сб (налог), полученными на бумажном носителе.
Осуществляется сверка ИНН и КПП получателя, итоговых сумм, указанных в сводных платежных документах на общую сумму по соответствующим КБК и ОКАТО, с ИНН и КПП получателя, КБК, ОКАТО и сумм, указанных в прилагаемых к данному сводному платежному документу на общую сумму платежных документов по формам № ПД (налог) и № ПД-4сб (налог).
При отсутствии расхождений информация из платежных документов физических лиц вводится в систему для учета исполненных обязанностей по уплате налогов (сборов) и иных обязательных платежей плательщиками - физическими лицами. При наличии расхождений в общей сумме поступившего платежа осуществляется взаимодействие с банком по уточнению состава платежных документов физических лиц, прилагаемых к платежному документу на общую сумму. При наличии других расхождений осуществляется уточнение реквизитов с банком и плательщиками с последующим оформлением уведомления по форме № 54 для направления в УФК.
Если информация получена на бумажных носителях, то ввод данных осуществляется вручную. При этом вводу подлежат все значения полей платежного документа форм № ПД (налог) и № ПД-4сб (налог).
При поступлении информации из Сбербанка России производится сверка поступивших файлов на соответствие информации из сводных платежных документов, сформированных Сбербанком России и поступивших в инспекцию из органов Федерального казначейства.
В случае отсутствия на территории, где проживают плательщики, кредитных учреждений уплата налогов и сборов может производиться через отделения почтовой связи путем оформления денежных переводов.
Документами, подтверждающими факт исполнения УФК решений налоговых органов о зачете, платежных поручений налоговых органов на возврат (возмещение) и служащими основанием для отражения соответствующих операций в карточке "РСБ", являются ведомости учета внебанковских операций и ведомости учета возвратов (возмещений) платежей.
3.4. Организация работы налоговых органов с невыясненными платежами.
Работа с невыясненными платежами осуществляется отделами учета, отчетности и анализа по расчетным документам, в которых не указана или неверно указана информация в полях расчетных документов плательщиков, либо кредитным учреждением при формировании электронных платежных документов (ЭПД), ошибочно учтенных органом Федерального казначейства по другому коду бюджетной классификации, расчетным документам, оформленным плательщиком, не состоящим на учете в данном налоговом органе.
Вся информация по работе с невыясненными платежами, указанными в предыдущем абзаце данного пункта, фиксируется в Ведомости невыясненных поступлений по форме № 48 (далее - Ведомость).
В Ведомости отражаются платежи, отнесенные органами Федерального казначейства на соответствующий КБК по учету невыясненных поступлений согласно классификации доходов бюджетов Российской Федерации, а также платежи, которые требуют уточнения для отражения в карточках "РСБ" конкретных плательщиков. Сумма платежей, поступивших на соответствующий счет Федерального казначейства без подтверждающих документов, до получения соответствующих платежных документов относится к невыясненным поступлениям.
Информация из расчетных документов, требующих дополнительного уточнения и заключенных в Ведомость, проводится в карточки "РСБ" после их выяснения и получения сведений из органов Федерального казначейства об осуществлении исправлений.
Согласно приказу Минфина России от 24.11.2004 № 106н плательщики - юридические лица, индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и иные физические лица должны оформлять расчетные документы на перечисление налогов (сборов) и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в соответствии с Правилами, утвержденными вышеназванным приказом для данных категорий плательщиков. Денежные средства, зачисленные в доходы бюджетов по расчетным документам, оформленным плательщиками с нарушением Правил, считаются поступившими не по принадлежности, и информация по таким расчетным документам отражается в Ведомости. При возникновении недоимки пени начисляются в соответствии с положениями НК РФ.
Если в ходе осуществления мероприятий по выяснению платежей плательщик в письменном виде заявит, что ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронных платежных документов (ЭПД), и приложит копию оформленного им расчетного документа, налоговый орган через отдел общего и хозяйственного обеспечения обязан направить в банк уведомление об ошибочном указании информации и необходимости представления в налоговый орган документов, подтверждающих или опровергающих факты, изложенные в заявлении плательщика. При получении из банка документов, подтверждающих заявление плательщика о надлежащем исполнении обязанности по уплате налога (сбора), осуществляется пересчет пеней, начисленных плательщику из-за ошибки, допущенной банком.
Налоговые органы информируют органы Федерального казначейства о необходимости осуществления исправительных проводок путем оформления уведомлений по форме № 54 либо платежных поручений на возврат (в случае поступления денежных средств не по принадлежности).
Уведомление по форме № 54 оформляется в случае исправления значений любого из разрядов КБК (104), в том числе и кода администратора платежа (первые 3 знака КБК), с указанием всех 20 разрядов КБК, уточнения значений кода ОКАТО (105), а также значений ИНН получателя (61) и КПП получателя (103).
Если плательщик, состоящий на учете в данном налоговом органе, в поле 24 расчетного документа укажет наименование, ИНН и КПП организации либо другого налогоплательщика - физического лица, то информация вводится в карточку "РСБ" налогоплательщика, оформившего расчетный документ, без учета информации, указанной в поле 24, и без отражения в Ведомости ф. № 48.
3.5. Порядок учета пеней.
Начисление пеней осуществляется в порядке, установленном НК РФ.
Суммы пеней рассчитываются отдельно за каждый период действия соответствующей ставки рефинансирования.
Расчет пеней осуществляется в рублях и копейках. Округление рассчитанной суммы копеек производится до целых копеек.

SP = № x K x SR x 1/300 x 1/100,

где:
SP - сумма пени;
№ - недоимка, числящаяся в гр. 14 карточки "РСБ", с учетом результатов налоговых проверок по состоянию на дату формирования сальдо расчетов, исчисляемого для расчета суммы пеней;
K - количество дней просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора);
SR - действующая ставка рефинансирования Банка России, выраженная в процентах.

В карточке "РСБ" отражаются суммы пеней, начисленных (доначисленных) и уменьшенных программно, а также в результате представления уточненных налоговых деклараций (расчетов), авансовых расчетов (в соответствии с установленным порядком по конкретному виду налога), на основании решений налоговых органов по результатам материалов налоговых проверок, решений судебных органов, вышестоящих налоговых органов, отменяющих (изменяющих) решения нижестоящих налоговых органов. Сумма уменьшений (списаний) ранее начисленных пеней проводится со знаком "минус".

4. Применение мер принудительного взыскания задолженности

Контроль за поступлением имущественных налогов.
Контроль за своевременностью и полнотой уплаты физическими лицами имущественных налогов осуществляется отделом камеральных проверок совместно с отделом урегулирования задолженности инспекций ФНС России по г. Москве на постоянной основе с использованием ресурса "Расчеты с бюджетом".
На 1 число каждого месяца отдел урегулирования задолженности налогового органа в программном продукте формирует реестры недоимщиков, исключив из них должников, которым ранее направлялось требование, и не позднее 5 числа текущего месяца передает их в отдел камеральных проверок.
Отдел камеральных проверок осуществляет визуальную проверку реестров недоимщиков в части наличия ошибок, а также имеющейся информации об уплате и (или) сложении сумм налога.
По физическим лицам - недоимщикам, имеющим сумму неуплаченного транспортного налога от 4500 руб. и выше, по налогу на имущество физических лиц от 3000 руб. и выше отдел камеральных проверок в обязательном порядке осуществляет проверку и в случае необходимости уточняет сумму неисполненной обязанности перед бюджетом данными физическими лицами - недоимщиками на базе ресурса "Имущественные налоги ФЛ".
По согласованию отдела камеральных проверок с отделом урегулирования задолженности ИФНС России по г. Москве предельная сумма недоимки по имущественным налогам, являющаяся критерием обязательной проверки, может быть установлена в меньших размерах.
Обязательная проверка неуплаченных сумм налогов осуществляется на предмет задвоенности данных по начислениям, а также предоставленных указанным налогоплательщикам налоговых льгот. При этом в первую очередь проверка осуществляется в отношении налогоплательщиков - физических лиц, имеющих наибольшую задолженность перед бюджетом.
В десятидневный срок со дня получения реестра недоимщиков отдел камеральных проверок направляет в отдел урегулирования задолженности скорректированный список недоимщиков для формирования требований об уплате налога.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
   ------------------------------------------------------------------

4.2. Направление требования об уплате налога.
4.2.1. В случае неуплаты налога в установленный срок отдел урегулирования задолженности инспекции ФНС России по г. Москве направляет налогоплательщику требование об уплате налога.
4.2.2. Абзацем первым ст. 70 НК РФ установлен трехмесячный срок для направления требования об уплате налога, который является предельным. В целях предотвращения пропуска установленного трехмесячного срока и невозможности взыскания указанное требование должно быть направлено налогоплательщику (плательщику сборов) не позднее 30 дней после срока уплаты налога (сбора) (письмо ФНС России от 03.08.2007 № ШТ-14-19/314дсп@).
Предельный срок направления требования об уплате налога (сбора), установленный ст. 70 НК РФ по налоговым платежам физических лиц в инспекциях ФНС России по г. Москве:
- по транспортному налогу с физических лиц - 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом;
- по налогу на имущество физических лиц - 15 декабря текущего года и 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом;
- по земельному налогу с физических лиц по сроку - 1 мая года, следующего за истекшим налоговым периодом.
4.2.3. Требование об уплате налога заполняется в двух экземплярах по форме, утвержденной приказом ФНС России от 01.12.2006 № САЭ-3-19/825 "Об утверждении форм требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер принудительного взыскания налоговой задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации". Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.
Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования в соответствии со ст. 75 НК РФ, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В основании взимания налогов в обязательном порядке следует указывать следующие подробные данные: вид транспорта (имущества), сумму исчисленного налога, установленный срок уплаты, реквизиты направленного налогового уведомления.
Второй экземпляр требования об уплате налога с датой и подписью налогоплательщика (плательщика сборов) физического лица (его законного или уполномоченного представителя) о вручении или с документом, подтверждающим дату направления требования об уплате налога по почте заказным письмом, хранится в налоговом органе.
4.2.4. В случае если обязанность налогоплательщика (плательщика сборов) по уплате налогов и сборов изменилась после направления требования об уплате налога, налоговый орган обязан направить налогоплательщику (плательщику сборов) уточненное требование об уплате налога.
4.2.5. Требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, направляемое налогоплательщику (плательщику сборов) в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вступления в силу соответствующего решения в соответствии со ст. 70 НК РФ.
При отсутствии в налоговом органе информации об обжаловании налогоплательщиком (плательщиком сборов) решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафа направляется не позднее 10 дней после истечения 10 дней со дня вручения соответствующего решения (п. 9 ст. 101 НК РФ).
В случае подачи налогоплательщиком в установленные сроки апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган отдел налогового аудита не позднее следующего дня за днем получения жалобы уведомляет о данном факте отдел урегулирования задолженности в целях исключения необоснованного направления требования об уплате налога.
При получении от вышестоящего налогового органа решения по результатам рассмотрения апелляционной жалобы отдел налогового аудита не позднее следующего дня за днем получения указанного решения передает его копии в отдел урегулирования задолженности и отдел, осуществляющий исчисление налогов с физических лиц.
Отдел урегулирования задолженности направляет требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафа (с учетом внесенных изменений в решение нижестоящего налогового органа - при их наличии) не позднее 10 дней с даты принятия соответствующего решения.
4.2.6. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
4.2.7. В случае неуплаты налогоплательщиком налога по истечении срока исполнения требования об уплате налога отдел урегулирования задолженности инспекции формирует списки должников и в двухдневный срок передает в отдел, осуществляющий исчисление налогов с физических лиц.
4.2.8. После получения от отдела урегулирования задолженности инспекции информации о наличии недоимки отдел, осуществляющий исчисление налогов с физических лиц, не позднее двух рабочих дней направляет в МИ ФНС России по ЦОД список физических лиц, по которым необходимо представить копии почтовых реестров отправки уведомлений.
В течение двух дней после поступления в инспекцию копий реестров отправки уведомлений из МИ ФНС России по ЦОД отдел, осуществляющий исчисление налогов с физических лиц инспекции, готовит и передает в отдел урегулирования задолженности следующие документы:
- карточки "РСБ" физического лица по налогу;
- расчет суммы налога и пеней;
- налоговые уведомления;
- выписку из базы данных, подтверждающую право собственности налогоплательщика на имущество, являющееся объектом налогообложения;
- копии почтовых реестров отправки уведомлений;
- при наличии - иные необходимые документы.
Отдел урегулирования задолженности в течение одного дня после получения вышеперечисленных документов прилагает к ним требование об уплате налога с подтверждением его вручения (направления) налогоплательщику и передает в юридический отдел для подготовки заявления и направления в суд пакет документов, включающий:
- карточки "РСБ" физического лица по налогу;
- расчет сумм налога и пеней;
- налоговое уведомление о подлежащей уплате физическим лицом сумме налога с отметкой о фактическом вручении или направлении адресату;
- требование об уплате налога;
- документ, подтверждающий направление требования об уплате налога налогоплательщику;
- надлежащим образом заверенную выписку из базы данных, формируемую из сведений, предоставляемых регистрирующими органами в порядке ст. 85 НК РФ, а при наличии - подтверждение права собственности налогоплательщика на объект налогообложения, выданное уполномоченным на осуществление регистрации соответствующего объекта налогообложения органом государственной власти;
- почтовые реестры отправки уведомлений, полученные из МИ ФНС России по ЦОД.
В случае пропуска срока подачи заявления по уважительной причине прилагаются заключение отдела урегулирования задолженности с указанием уважительных причин и документы, подтверждающие уважительные причины пропуска шестимесячного срока, установленного ст. 48 НК РФ.
4.3. Принудительное взыскание задолженности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в судебном порядке.
4.3.1. В соответствии со ст. 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) требования налоговых органов о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам рассматриваются в порядке приказного производства.
Рассмотрение дел в порядке приказного производства является одним из наиболее эффективных методов взыскания задолженности по налогам и сборам с физических лиц. В соответствии со ст. 126 ГПК РФ заявление о выдаче судебного приказа рассматривается судьей единолично без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений. Судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд.
Инспекциям ФНС России по г. Москве надлежит повсеместно использовать право на обращение к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа для взыскания недоимки по налогам и сборам с физических лиц.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
4.3.2. Пунктом 2 ст. 48 НК РФ установлен шестимесячный срок для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Инспекциям ФНС России по г. Москве надлежит неукоснительно соблюдать вышеуказанный срок и своевременно обращаться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
В соответствии со вступившим в силу с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления, установленный п. 2 ст. 48 НК РФ, может быть восстановлен судом. В связи с чем необходимо проанализировать образовавшуюся задолженность с истекшим сроком исковой давности на предмет выявления вышеуказанных причин (несвоевременное получение данных из регистрирующих органов, несвоевременные ответы на запросы из госучреждений и т.д.), в том числе исковые заявления о ее взыскании, возвращенные судами по причине истечения срока подачи заявления.
Исходя из изложенного, инспекциям ФНС России по г. Москве необходимо направлять документы по задолженности физических лиц с пропущенным сроком взыскания в судебные органы с указанием в заявлении конкретных причин, по которым был пропущен срок. При этом инспекциями должен быть соблюден шестимесячный срок по взысканию задолженности в судебном порядке с момента установления уважительных причин пропуска срока.
4.3.3. Юридический отдел после получения указанных документов подготавливает и в десятидневный срок направляет в суд заявление по формам согласно приложениям № 4, 5, 6, 7 (не приводятся) к настоящему Регламенту.
В случае непринятия судом выписки из базы данных в качестве документа, подтверждающего правомерность начисления налога, и вынесения мировым судьей определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа юридический отдел не позднее следующего рабочего дня направляет указанное определение в отдел, осуществляющий исчисление налогов физических лиц, для подготовки запроса в регистрирующие органы.
Отдел, осуществляющий исчисление налогов с физических лиц, не позднее следующего дня направляет запрос в соответствующий регистрирующий орган.
Запрос о предоставлении документов, подтверждающих право собственности на транспортные средства или недвижимое имущество, оформляется в произвольной форме с указанием, что данная информация запрашивается в связи с рассмотрением дела в суде.
Не позднее следующего дня после получения ответа регистрирующего органа на запрос налогового органа данный ответ направляется в юридический отдел.
Юридический отдел прикладывает к пакету документов информацию, полученную от регистрирующего органа, и не позднее следующего дня направляет мировому судье заявление о взыскании задолженности с налогоплательщика - физического лица.
4.3.4. В случае неполучения ответа от регистрирующего органа на запрос налогового органа юридический отдел предъявляет требование о взыскании задолженности в порядке искового производства в срок, установленный п. 2 ст. 48 НК РФ.
Также требования о взыскании задолженности рассматриваются в порядке искового производства в случае, когда согласно ст. 129 ГПК РФ мировой судья отменяет судебный приказ, если от должника в установленный срок поступят возражения относительно его исполнения. В определении об отмене судебного приказа судья разъясняет взыскателю, что заявленное требование им может быть предъявлено в порядке искового производства.
В данном случае в течение двух дней после получения определения мирового судьи об отмене судебного приказа юридический отдел готовит исковое заявление о взыскании задолженности.
Если в ходе судебного заседания суд обязывает налоговые органы представить документы, подтверждающие право собственности на имущество физического лица, то должностные лица налоговых органов заявляют ходатайство об истребовании указанных документов у соответствующего регистрирующего органа.
Судебный приказ или решение суда направляется отделом урегулирования задолженности не позднее следующего дня после его получения в территориальный отдел Службы судебных приставов для исполнения.

5. Порядок и сроки представления налоговой отчетности
индивидуальными предпринимателями

Индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения, регламентируемую положениями главы 26.2 НК РФ.
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории города Москвы деятельность по распространению и (или) размещению наружной рекламы, обязаны перейти на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, регламентируемую положениями главы 26.3 НК РФ. В городе Москве данная система налогообложения введена с 01.01.2005 Законом города Москвы от 24.11.2004 № 75 "О едином налоге на вмененный доход для деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы".
5.1. Представление налоговой отчетности индивидуальными предпринимателями при применении специальных налоговых режимов.
5.1.1. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, представляют:
- налоговую декларацию по упрощенной системе налогообложения по итогам налогового периода - в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом;
- налоговую декларацию по итогам отчетного периода - в срок не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
5.1.2. Индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, представляют:
- налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности - в срок не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.
5.1.3. Индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, помимо деклараций, указанных в пп. 5.1.1 и 5.1.2 раздела 5 настоящего Регламента, представляют:
- налоговую декларацию по страховым взносам на ОПС - в срок не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарный год);
- авансовые расчеты по страховым взносам на ОПС - в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом;
- сведения о доходах физических лиц по форме № 2-НДФЛ, представляемые указанной категорией налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, - в срок не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарный год).
5.2. Представление налоговой отчетности индивидуальными предпринимателями при общем режиме налогообложения.
5.2.1. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по общей системе налогообложения, частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, представляют:
- налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по формам № 3-НДФЛ, № 4-НДФЛ - в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом;
- налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость - в срок не позднее 20 числа, следующего за истекшим налоговым периодом.
Адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, с 1 января 2007 года не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и соответственно не представляют налоговые декларации по НДС (НК РФ в редакции ФЗ от 27.07.2006 № 137-ФЗ);
- налоговую декларацию по единому социальному налогу - в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
5.2.2. Индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, производящие выплаты физическим лицам, помимо деклараций, указанных в п. 5.2.1 настоящего Регламента, представляют:
- налоговую декларацию по ЕСН и страховым взносам на ОПС - в срок не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарный год);
- авансовые расчеты по ЕСН и страховым взносам на ОПС - в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом;
- сведения о доходах физических лиц по форме № 2-НДФЛ, представляемые указанной категорией налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, - в срок не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарный год).

6. Меры принудительного взыскания налога (сбора)
в отношении налогоплательщиков - индивидуальных
предпринимателей

6.1. На 1 число каждого месяца отдел урегулирования задолженности налогового органа не позднее 5 числа в программном продукте формирует реестры недоимщиков и обрабатывает их для составления списка недоимщиков по конкретному отчетному сроку.
6.2. Требование об уплате налога физическому лицу, являющемуся индивидуальным предпринимателем, направляется в соответствии с разделом 4 данного Регламента.
6.3. В соответствии со ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок индивидуальным предпринимателем обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика - индивидуального предпринимателя на счетах в банках.
Отдел урегулирования задолженности инспекции ФНС России по г. Москве на основании решения налогового органа о взыскании направляет в банк, в котором открыты счета налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, инкассовое поручение (распоряжение) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании направляется по почте заказным письмом отделом урегулирования задолженности инспекции ФНС России по г. Москве индивидуальному предпринимателю в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.
В соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
6.4. В случае выявления непринятия решения о взыскании в установленный ст. 46 НК РФ срок отдел урегулирования задолженности передает следующие документы, необходимые для взыскания задолженности, в юридический отдел для последующей подготовки заявления и направления его в суд:
- налоговую декларацию;
- требование об уплате налога, а также документ, подтверждающий его направление налогоплательщику;
- акт налоговой проверки;
- возражения налогоплательщика (в случае их подачи);
- решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также документ, подтверждающий его направление налогоплательщику;
- иные первичные документы, подтверждающие начисленные суммы налога.
В случае пропуска срока подачи заявления по уважительной причине прилагается документ, подтверждающий уважительные причины пропуска шестимесячного срока, установленного ст. 48 НК РФ.
Аналогичный порядок применяется также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ.
6.5. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах индивидуального предпринимателя или отсутствии информации о счетах индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 НК РФ.
Пункт 1 ст. 47 НК РФ устанавливает, что взыскание налога за счет имущества индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Отдел урегулирования задолженности инспекции ФНС России по г. Москве готовит решение налогового органа о взыскании налога за счет имущества индивидуального предпринимателя, на основании которого оформляет соответствующее постановление. Постановление направляется для исполнения судебному приставу-исполнителю в течение трех дней с момента вынесения указанного решения.
Инспекциям ФНС России по г. Москве надлежит неукоснительно соблюдать вышеуказанный срок направления постановления о взыскании налога за счет имущества индивидуального предпринимателя.
Статьей 23 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительные документы, по которым истек срок предъявления их к исполнению, судебным приставом-исполнителем к производству не принимаются, о чем им выносится соответствующее постановление.
По исполнительным документам, за исключением исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, пропущенные сроки восстановлению не подлежат.
Инспекциям необходимо обеспечить ежеквартальную сверку показателей совместной работы с территориальными отделами Службы судебных приставов, а также должный контроль за ходом исполнительного производства, возбужденного Службой судебных приставов по постановлениям о взыскании налогов за счет имущества, и реализацией имущества.
6.6. Отдел урегулирования задолженности в течение 5 дней с момента вынесения решения и постановления о взыскании налога (сбора), а также пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, имеющего задолженность свыше 10 тысяч рублей, в соответствии со ст. 47 НК РФ направляет копии указанных документов в отдел обеспечения процедуры банкротства для подготовки заявления о возбуждении процедуры банкротства.
6.7. Отдел обеспечения процедуры банкротства при получении от отдела урегулирования задолженности копии решения и постановления, вынесенного в соответствии со ст. 47 НК РФ, не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления подготавливает проект решения о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.
6.8. Не позднее следующего дня с момента подготовки проекта решения о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом отдел обеспечения процедуры банкротства направляет в Управление ФНС России по г. Москве запрос о предоставлении саморегулируемой организации арбитражных управляющих, которая должна быть указана в заявлении о признании должника банкротом.
6.9. В течение 5 дней после получения уведомления об указании саморегулируемой организации арбитражных управляющих отдел обеспечения процедуры банкротства направляет заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд.

7. Контроль деятельности инспекций по принудительному
взысканию недоимки с физических лиц
и индивидуальных предпринимателей

7.1. В целях обеспечения надлежащего контроля за своевременным и полным взысканием налогов (сборов) с физических лиц и индивидуальных предпринимателей инспекции ФНС России по г. Москве ежемесячно в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в отдел урегулирования задолженности Управления ФНС России по г. Москве информацию по практике принудительного взыскания недоимки с физических лиц по форме, указанной в приложениях № 2, 3.
7.2. Отдел урегулирования задолженности совместно с отделом ресурсных, имущественных и прочих налогов и юридическим отделом анализирует полученную информацию. По результатам анализа принимает меры по повышению эффективности взыскания налогов, уплачиваемых физическими лицами, и ежеквартально направляет в инспекции ФНС России обзор результатов указанной работы.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru