Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 06.05.2008 № 376-ПП
"О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ"

Официальная публикация в СМИ:
"Вестник Мэра и Правительства Москвы", № 28, 19.05.2008


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 06.05.2008.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Московской городской Думой принят Закон г. Москвы от 01.10.2008 № 46 "О занятости населения в городе Москве".



ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2008 г. № 376-ПП

О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
В ГОРОДЕ МОСКВЕ"

В целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере занятости населения, реализации полномочий, переданных городу Москве в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и частью 3 статьи 26.3.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы "О занятости населения в городе Москве" (приложение).
2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный проект закона города Москвы в первоочередном порядке на рассмотрение Московской городской Думы.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петрова А.В.

Мэр Москвы
Ю.М. Лужков





Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 6 мая 2008 г. № 376-ПП

Проект

ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ

О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные меры реализации государственной политики в области занятости населения в городе Москве, дополнительные гарантии по обеспечению конституционных прав жителей города Москвы на труд и социальную защиту от безработицы, а также дополнительные меры по социальной поддержке безработных граждан с целью создания эффективной городской системы содействия и последовательного приближения к полной занятости населения, профилактики безработицы в городе Москве, повышения социальной защищенности жителей города Москвы.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство города Москвы о занятости населения

Законодательство города Москвы о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Уставе города Москвы и состоит из настоящего Закона, законов и иных правовых актов города Москвы.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на жителей города Москвы, достигших возраста, с которого допускается заключение трудового договора, независимо от пола, национальности, социального положения, отношения к религии, политических убеждений, а также на работодателей, вступающих в трудовые отношения с работниками на территории города Москвы.
2. Гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляются услуги по содействию занятости в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Статья 3. Основные принципы реализации государственной политики в области содействия занятости населения

Реализация государственной политики в области содействия занятости населения в городе Москве основывается на следующих принципах:
1) законности, адресности, открытости и профессиональной компетентности;
2) обеспечения условий для достойного труда;
3) недопущения дискриминации в получении государственных услуг в сфере занятости населения и их доступности при трудоустройстве;
4) защиты интересов городского рынка труда;
5) ответственности органов исполнительной власти города Москвы и государственных учреждений, организаций и должностных лиц за ненадлежащее обеспечение прав граждан в сфере занятости населения;
6) профилактики и преодоления негативных последствий безработицы;
7) взаимодействия сторон социального партнерства;
8) обеспечения повышения трудовой активности и конкурентоспособности жителей Москвы на рынке труда.

Статья 4. Городская государственная система содействия занятости населения

Городскую государственную систему содействия занятости населения образуют:
1) уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий на территории города полномочия в области занятости населения (далее - уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области занятости населения);
2) иные органы исполнительной власти города Москвы, содействующие занятости отдельных категорий граждан (далее - иные уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы);
3) государственные учреждения города Москвы, оказывающие комплексные услуги в области занятости населения (далее - государственные учреждения службы занятости);
4) государственные учреждения города Москвы, оказывающие специализированные услуги или услуги отдельным категориям граждан в области занятости населения, услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации населения (далее - специализированные государственные учреждения).

Статья 5. Иные лица, оказывающие услуги по содействию занятости населения в городе Москве

Негосударственные организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие в установленном порядке деятельность в городе Москве по трудоустройству граждан, подбору персонала (в том числе заполнению вакантных должностей, заявленных работодателем, за счет собственных работников), содействуют занятости населения в городе Москве путем предоставления рабочих мест, соответствующих требованиям трудового законодательства Российской Федерации, настоящего Закона, иных правовых актов города Москвы.

Статья 6. Координационный комитет содействия занятости населения города Москвы

1. В целях осуществления координации деятельности сторон социального партнерства для обеспечения рационального использования трудовых ресурсов и эффективной занятости населения, предоставления гарантий и компенсаций при безработице, выработки согласованных решений Правительства Москвы, городских объединений профсоюзов, городских объединений работодателей и общественных организаций, представляющих интересы граждан, по основным направлениям политики занятости населения формируется Координационный комитет содействия занятости населения города Москвы (далее - Комитет).
2. Комитет осуществляет свою деятельность на принципах добровольности, равноправия и ответственности сторон. Все решения и предложения Комитета носят рекомендательный характер и направляются в адрес органов государственной власти города Москвы, заинтересованных организаций.
3. Комитет имеет право:
1) рассматривать проекты программ по содействию занятости населения города Москвы;
2) участвовать в рассмотрении проектов законов и иных нормативных правовых актов города Москвы по проблемам занятости населения;
3) вносить органам исполнительной власти города Москвы предложения по совершенствованию политики содействия занятости населения и повышению социальной защищенности граждан при безработице;
4) вносить предложения по направлениям расходования финансовых средств на реализацию мероприятий содействия занятости населения и материальную поддержку безработных граждан;
5) координировать деятельность в области занятости населения;
6) рассматривать иные вопросы по содействию занятости населения.
4. Организация и порядок работы Комитета определяются его Положением, утверждаемым представленными в Комитете сторонами.

Статья 7. Участие профессиональных союзов в обеспечении занятости населения

Профессиональные союзы участвуют в разработке и реализации государственной политики в области содействия занятости населения в городе Москве путем:
1) содействия предоставлению социальных гарантий работникам при трудоустройстве и увольнении, льгот и компенсаций в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы;
2) проведения взаимных консультаций с органами исполнительной власти города Москвы и работодателями с целью разработки мероприятий по профилактике безработицы и повышению конкурентоспособности граждан на рынке труда;
3) заключения соглашений с органами исполнительной власти города Москвы и работодателями, предусматривающих мероприятия, направленные на обеспечение занятости населения;
4) внесения предложений работодателям о включении в коллективные договоры и соглашения конкретных мер по обеспечению занятости населения и предупреждению массовых увольнений;
5) внесения предложений в органы исполнительной власти города Москвы по определению эффективных направлений финансирования в области обеспечения занятости и развития профессионального образования;
6) создания негосударственных, в том числе общественных, организаций по содействию занятости населения;
7) применения иных форм, предусмотренных федеральным законодательством.

Статья 8. Участие работодателей в организации занятости населения

1. Работодатели содействуют проведению и реализации государственной политики в области содействия занятости населения в городе Москве путем:
1) предоставления социальных гарантий работникам при трудоустройстве, профессиональном обучении и увольнении, а также льгот и компенсаций в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы;
2) недопущения массовых увольнений работников и принятия превентивных мер по обеспечению их занятости;
3) создания новых рабочих мест;
4) предоставления информации о потребности в работниках (наличии вакантных рабочих мест, должностей) в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области занятости населения в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
2. Объединения работодателей содействуют проведению и реализации государственной политики содействия занятости населения в городе Москве путем:
1) проведения консультаций с органами исполнительной власти города Москвы, профессиональными союзами по вопросам занятости населения;
2) заключения соглашений с органами исполнительной власти города Москвы, профессиональными союзами и иными представительными органами работников, предусматривающих мероприятия в области занятости населения;
3) внесения предложений профессиональным союзам и иным представительным органам работников о включении в коллективные договоры и соглашения конкретных мер по обеспечению занятости населения;
4) внесения предложений в органы исполнительной власти города Москвы по определению эффективных направлений финансирования в области обеспечения занятости населения и развития профессионального образования;
5) применения иных форм, предусмотренных федеральным законодательством.

Глава 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 9. Городские целевые программы по содействию занятости населения

1. В целях создания условий для развития рынка труда и эффективной занятости населения в городе Москве принимаются и реализуются городские целевые программы по содействию занятости населения.
2. Городские целевые программы по содействию занятости населения в городе Москве предусматривают меры по:
1) рациональному размещению и использованию трудовых ресурсов;
2) проведению анализа спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
3) определению текущей и перспективной потребности в работниках по видам экономической деятельности, профессиям и должностям;
4) совершенствованию форм и методов работы по профилактике безработицы;
5) содействию трудоустройству населения и подбору персонала для организаций города;
6) информационному обеспечению рынка труда;
7) разработке и реализации эффективных механизмов профилирования безработных граждан;
8) обеспечению и совершенствованию услуг по профессиональной ориентации, психологической поддержке и социальной адаптации граждан;
9) совершенствованию системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан, незанятого населения и работников организаций, увольняемых в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата;
10) социальной поддержке безработных и граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; беженцы и вынужденные переселенцы; несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет; беременные женщины и женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей и детей-инвалидов; граждане, имеющие на попечении лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходим постоянный уход; супруги в случае, если они оба признаны безработными; граждане в возрасте от 18 до 24 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые; граждане в возрасте от 21 до 26 лет из числа выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования, ищущие работу впервые; бездомные граждане, утратившие право пользования жилой площадью в городе Москве и не имеющие регистрации по месту жительства);
11) реализации специальных мероприятий, способствующих трудоустройству безработных и граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
12) развитию форм и методов регулирования трудовой миграции;
13) координации деятельности сторон социального партнерства и органов исполнительной власти города Москвы по обеспечению занятости населения;
14) поощрению работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, включая временные;
15) иным направлениям, не противоречащим федеральному законодательству и законодательству города Москвы.

Статья 10. Социальная экспертиза проектов городских целевых программ в части их влияния на создание и сохранение рабочих мест в городе Москве

1. С целью выявления и оценки возможных результатов влияния реализации проектов городских целевых программ на состояние рынка труда в городе Москве проводится их социальная экспертиза.
2. Социальной экспертизе подлежат проекты городских целевых программ в городе Москве, реализация которых влияет на занятость населения в городе Москве с точки зрения наличия и оценки следующих показателей:
1) мероприятия по созданию или сохранению (модернизации) рабочих мест, в том числе квотируемых рабочих мест с уровнем заработной платы не ниже прожиточного минимума;
2) мероприятия (в том числе образовательные) по повышению качества рабочей силы в соответствии с требованиями рынка труда;
3) прогнозируемые итоги реализации мероприятий программы по обеспечению занятости по соответствующему виду экономической деятельности;
4) прогнозируемая численность высвобождаемых работников в результате реализации мероприятий программы.
3. Порядок проведения социальной экспертизы определяется Правительством Москвы.

Статья 11. Московский информационный банк данных получателей государственных услуг в сфере занятости населения

1. В целях информационного обеспечения городской системы содействия занятости населения формируется Московский информационный банк данных получателей государственных услуг в сфере занятости населения (далее - Московский информационный банк занятости населения).
2. Московский информационный банк занятости населения состоит из:
1) регистра данных физических лиц - получателей государственных услуг в сфере занятости населения (далее - получатели государственных услуг);
2) регистра данных работодателей - получателей государственных услуг;
3) базы данных вакансий, включающей сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей;
4) специализированных регистров получателей государственных услуг.
3. Регистры получателей государственных услуг содержат:
1) регистр физических лиц - получателей государственных услуг, включающий следующие сведения:
а) регистрационный номер учетной записи;
б) фамилию, имя, отчество получателя государственной услуги;
в) информацию о профессиональных навыках и образовании;
г) иную информацию, необходимую для эффективного предоставления государственной услуги;
2) регистр работодателей - получателей государственных услуг, включающий следующие сведения:
а) регистрационный номер учетной записи;
б) полное наименование работодателя;
в) юридический и фактический адреса, телефон, факс, адрес электронной почты, идентификационный номер налогоплательщика, присвоенные значения в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности работодателя;
г) информацию о численности работников;
д) общее количество имеющихся рабочих мест, включая перечень профессий;
е) иную информацию, необходимую для эффективного предоставления государственной услуги.
4. Специализированные регистры получателей государственных услуг формируются по отдельным категориям граждан, по профессиональному признаку, по социально-демографическим характеристикам и иным характеристикам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области занятости населения.
5. Специализированные государственные учреждения самостоятельно формируют специализированные банки получателей государственных услуг в соответствии со спецификой собственной работы и обмениваются информацией с уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области занятости населения, иными уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы, государственными учреждениями службы занятости на безвозмездной основе.
6. Сведения о вакансиях, содержащихся в Московском информационном банке занятости населения, являются открытыми и доступными для граждан и работодателей.
7. Порядок формирования и обмена сведениями Московского информационного банка занятости населения и специализированных банков получателей государственных услуг устанавливается Правительством Москвы.

Статья 12. Информационное обеспечение государственной политики в области содействия занятости населения

1. Информация о положении на рынке труда города Москвы является общедоступной и содержит сведения о регулировании социально-трудовых отношений, спросе и предложении на рабочую силу по видам деятельности, перераспределении рабочей силы, миграционных процессах, привлечении и использовании иностранной рабочей силы.
2. Информация о положении на рынке труда города Москвы основывается на аналитических, статистических, социально-экономических, социологических и иных материалах, формируемых органами и учреждениями, участвующими в предоставлении государственных услуг по информированию граждан и работодателей в городе Москве.
3. Основными формами информирования граждан и работодателей о положении на рынке труда города Москвы являются:
1) предоставление информации о положении на рынке труда по запросу граждан или работодателей;
2) проведение ярмарок вакансий;
3) издание информационных материалов, публикаций в средствах массовой информации;
4) иные доступные способы распространения информации.
4. Информация о положении на рынке труда города Москвы уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области занятости населения и государственными учреждениями службы занятости предоставляется бесплатно.

Статья 13. Дополнительная социальная и материальная поддержка безработных и иных категорий граждан

1. Безработным гражданам, а также гражданам, проходящим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению государственных учреждений службы занятости, оказывается дополнительная социальная и материальная поддержка в виде:
1) компенсации расходов за пользование услугами городского общественного транспорта в период поиска работы, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации (за исключением лиц, имеющих право бесплатного проезда);
2) материальной помощи в период временной нетрудоспособности безработного, утратившего право на пособие по безработице;
3) единовременной помощи в период безработицы, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, в случае смерти члена семьи, а также одному из членов семьи безработного в случае смерти самого безработного;
4) доплаты к пособиям по безработице и стипендиям в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
2. Безработным гражданам, участвующим в оплачиваемых общественных работах либо в период временного трудоустройства, обучающимся образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, обучающимся и студентам образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в период временного трудоустройства оказывается дополнительная социальная и материальная поддержка в порядке, предусмотренном правовыми актами города Москвы.
3. Размеры и порядок предоставления дополнительной социальной и материальной поддержки, предусмотренной настоящим Законом, устанавливаются Правительством Москвы.

Статья 14. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения

1. Под профессиональной ориентацией населения понимается проведение комплекса специальных мер содействия гражданину в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей, индивидуальных особенностей и возможностей, а также востребованности профессий (специальностей) на московском рынке труда.
2. Гражданам предоставляется бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации в государственных учреждениях службы занятости населения и специализированных государственных учреждениях, уполномоченных органах исполнительной власти города Москвы в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства и профессионального обучения.
3. Безработным гражданам предоставляются бесплатные услуги по психологической поддержке в государственных учреждениях службы занятости населения и специализированных государственных учреждениях, уполномоченных органах исполнительной власти города Москвы в целях повышения трудовой мотивации, разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих процессу самоопределения, профессионального обучения или трудоустройства.
4. Оказание услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке осуществляется с учетом индивидуальных особенностей, уровня образования, потребностей и возможностей гражданина.
5. Порядок оказания услуг в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения утверждается Правительством Москвы.

Статья 15. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда

1. Под социальной адаптацией безработных граждан на рынке труда понимается система мероприятий, направленных на повышение их конкурентоспособности на рынке труда путем обучения навыкам самостоятельного поиска работы, формирования позитивного отношения к труду и повышения уровня трудовой активности.
2. Безработным гражданам обеспечивается бесплатное получение услуг по социальной адаптации в государственных учреждениях службы занятости населения и специализированных государственных учреждениях, уполномоченных органах исполнительной власти города Москвы.
3. Безработному гражданину предоставляются услуги по социальной адаптации в случае, если он испытывает трудности в поиске работы либо:
1) впервые ищет работу (ранее не работал);
2) стремится возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
3) состоит на учете в государственных учреждениях службы занятости более 6 месяцев;
4) утратил способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
4. Порядок оказания услуг по социальной адаптации безработных граждан в городе Москве устанавливается Правительством Москвы.

Статья 16. Профессиональное обучение безработных граждан

1. Профессиональное обучение (профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации) безработных граждан проводится на основе анализа потребности в работниках по профессиям и специальностям, пользующимся устойчивым спросом на рынке труда города Москвы, с целью повышения их конкурентоспособности при поиске работы.
2. Профессиональное обучение безработных граждан в городе Москве осуществляется по образовательным программам дополнительного профессионального образования с учетом требований государственных образовательных стандартов, а также специфики отдельных категорий граждан.
3. Формы профессионального обучения безработных граждан определяются с учетом их профессиональной подготовки, трудового опыта и состояния здоровья.
4. Услуги по профессиональному обучению предоставляются безработным гражданам по направлению государственных учреждений службы занятости и оказываются бесплатно.
5. Порядок профессионального обучения безработных граждан в городе Москве устанавливается Правительством Москвы.

Статья 17. Организация общественных работ

1. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области занятости населения и иные уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы организуют проведение оплачиваемых общественных работ в целях обеспечения потребностей города и работодателей в выполнении работ социально полезной направленности, носящих временный или сезонный характер, а также сохранения мотивации к труду и обеспечения дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу, и безработных граждан.
2. Отношения между уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области занятости населения, органами исполнительной власти города Москвы и работодателями регулируются договорами о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ.
3. Объемы и виды общественных работ, порядок их финансирования устанавливаются Правительством Москвы.

Статья 18. Содействие самозанятости безработных и иных категорий граждан

1. Под самозанятостью понимается форма занятости населения, осуществляемая посредством самостоятельной организации и ведения предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с федеральным законодательством.
2. Для целей настоящего Закона к самостоятельно занятым относятся:
1) работодатели - лица, управляющие собственным малым предприятием или занимающиеся предпринимательской деятельностью и имеющие одного или нескольких наемных работников;
2) самостоятельные работники - лица, которые, работая самостоятельно или с одним или несколькими партнерами, занимаются деятельностью на основе самостоятельной занятости и не нанимают на постоянной основе работников;
3) неоплачиваемые семейные работники - лица, как правило, работающие без вознаграждения на предприятии (в хозяйстве), управляемом родственным лицом;
4) члены производственного кооператива - лица, являющиеся членами трудового кооператива, занимающегося предпринимательской деятельностью.
3. Содействие самозанятости безработных граждан осуществляется в формах:
1) бесплатного информирования:
а) о системе государственной поддержки малого предпринимательства в городе Москве и приоритетных направлениях его развития;
б) о возможностях и условиях обучения безработных граждан по направлению службы занятости основам предпринимательской деятельности и профессиям, необходимым для организации самозанятости, с учетом рекомендаций психолога и специалиста по профессиональной ориентации;
в) о порядке подготовки учредительных документов для создания малого предприятия или получения разрешения на право заниматься предпринимательской деятельностью;
г) о порядке разработки технико-экономического обоснования (бизнес-плана);
д) о порядке и условиях предоставления безработным гражданам финансовых средств для организации самозанятости;
е) об иных видах оказываемых услуг по организации самозанятости;
2) консультирования, тестирования и профессионального обучения в целях подготовки к предпринимательской деятельности с учетом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей гражданина;
3) предоставления финансовой помощи на организацию самозанятости в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы.
4. Содействие самозанятости безработных граждан осуществляется на основе договора, заключаемого между государственным учреждением службы занятости населения и безработным гражданином.
5. Необходимыми условиями предоставления финансовой помощи для организации самозанятости являются:
1) достижение гражданином 16-летнего возраста;
2) регистрация гражданина в качестве безработного гражданина в государственных учреждениях службы занятости населения;
3) избрание вида деятельности, являющегося приоритетным для города Москвы;
4) представление технико-экономического обоснования избранного вида деятельности (бизнес-плана);
5) заключение договора между государственным учреждением службы занятости населения и гражданином;
6) получение свидетельства на право заниматься предпринимательской деятельностью или свидетельства о регистрации малого предприятия в соответствии с заключенным договором.
6. С целью вовлечения в предпринимательскую деятельность иных категорий граждан, нуждающихся в занятости или в специальных мерах по содействию занятости, уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области занятости населения разрабатываются дополнительные меры по содействию занятости.
7. Порядок содействия самозанятости безработных и иных категорий граждан определяется Правительством Москвы.

Глава 3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 19. Квотирование рабочих мест

Дополнительные гарантии занятости инвалидов, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, в целях создания и сохранения (модернизации) специальных рабочих мест для инвалидов, создания рабочих мест для молодежи указанных категорий, создания учебных мест для детей-инвалидов, обучающихся на дому, а также обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре предприятий осуществляются в соответствии с законодательством города Москвы о квотировании рабочих мест.

Статья 20. Дополнительные гарантии гражданам, увольняемым в случае ликвидации либо сокращения численности или штата работников организации

1. Работодатели представляют информацию о работниках, увольняемых в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации, в государственные учреждения службы занятости независимо от численности высвобождаемых работников не позднее чем за два месяца (а в случае массового высвобождения за три месяца) до предполагаемого высвобождения. Информация о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве) представляется ежемесячно.
2. Форма представления информации и требования к ее содержанию устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области занятости населения в соответствии с федеральным законодательством.
3. Гражданам, увольняемым в случае ликвидации либо сокращения численности или штата работников организации, уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области занятости населения при участии государственных учреждений службы занятости и специализированных государственных учреждений оказывает услуги по:
1) содействию в трудоустройстве (в том числе до момента их увольнения);
2) профессиональной ориентации;
3) консультированию по вопросам трудового законодательства;
4) опережающему профессиональному обучению увольняемых из организаций граждан (в случае, если они не проходили повышение квалификации в течение 5 лет либо их профессия и специальность не востребованы на рынке труда, либо они относятся к гражданам, испытывающим трудности в поиске работы).
4. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области занятости населения совместно с работодателем разрабатывает план мероприятий по содействию занятости высвобождаемых граждан.
5. Опережающее профессиональное обучение высвобождаемых граждан осуществляется на основании гражданско-правового договора, заключаемого уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области занятости населения и работодателем.

Глава 4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТОСТИ
ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

Статья 21. Основные формы содействия занятости инвалидов

Содействие занятости инвалидов в городе Москве осуществляется в формах:
1) информирования по вопросам занятости в городе Москве;
2) обеспечения профессионального образования;
3) трудоустройства в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов;
4) создания адаптированных рабочих мест и условий труда для инвалидов.

Статья 22. Государственные гарантии содействия занятости инвалидов

Содействие занятости инвалидов в городе Москве обеспечивается следующими государственными гарантиями города Москвы:
1) государственными целевыми программами по содействию занятости инвалидов в городе Москве;
2) оказанием содействия в реализации проектов коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе субъектов малого предпринимательства, учредителями которых являются инвалиды, общественных объединений по содействию занятости инвалидов в городе Москве в соответствии с федеральным законодательством;
3) аккредитацией реабилитационных и образовательных учреждений для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, содействующих занятости инвалидов в порядке, предусмотренном федеральным законодательством;
4) подготовкой и повышением квалификации специалистов по профессиональной реабилитации инвалидов в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении города Москвы, в целях обеспечения интегрированного подхода к трудоустройству, адаптации инвалидов и содействию им в получении достойной работы;
5) осуществлением социально-трудового патронажа инвалидов посредством сопровождения инвалидов при их трудоустройстве, адаптации в трудовых коллективах и в процессе трудовой деятельности;
6) осуществлением в установленном порядке контроля за целевым использованием выданных финансовых средств, связанных с обучением и трудоустройством инвалидов;
7) иными государственными гарантиями, установленными нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 23. Меры по профессиональной реабилитации и трудоустройству инвалидов

Профессиональная реабилитация и трудоустройство инвалидов осуществляются специализированными государственными учреждениями с участием заинтересованных органов исполнительной власти города Москвы, которые содействуют занятости инвалидов в формах:
1) формирования специализированных регистров получателей государственных услуг, включающих сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей для инвалидов по использованию их труда;
2) подбора заказчиков на выполнение работ, связанных с привлечением труда инвалидов;
3) координации взаимодействия организаций, заинтересованных в трудовой реабилитации инвалидов;
4) создания сети консультативных центров для оказания бесплатных информационно-консультативных услуг инвалидам по их профессиональной ориентации и трудоустройству и работодателям, желающим создать и оборудовать рабочие места для инвалидов;
5) содействия инвалидам в получении профессионального образования, включая организацию создания учебных мест для инвалидов, в том числе для детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий;
6) разработки стандартов специально оборудованных рабочих мест и содействия в создании специальных условий на рабочем месте для инвалидов;
7) содействия инвалидам в их трудоустройстве и самозанятости.

Статья 24. Содействие социально-трудовой адаптации лиц, в том числе детей и молодежи с ограничениями жизнедеятельности, способных выполнять отдельные виды работ

1. Органы государственной власти города Москвы оказывают содействие социально-трудовой адаптации лиц, в том числе детей и молодежи с ограничениями жизнедеятельности, способных выполнять отдельные виды работ.
2. Содействие социально-трудовой адаптации лиц, в том числе детей и молодежи с ограничениями жизнедеятельности, способных выполнять отдельные виды работ, осуществляется специализированными государственными учреждениями, обеспечивающими медицинское и психолого-педагогическое сопровождение, учебно-производственный процесс и трудоустройство указанных лиц.
3. Социально-трудовая адаптация указанных категорий граждан включает в себя следующие этапы работ:
1) определение склонности граждан к определенному ремеслу путем ознакомления в мастерских с ремеслами или технологическими процессами;
2) приобретение гражданами профессиональных навыков самостоятельного выполнения на адаптированном рабочем месте определенной операции или определенного технологического процесса, включая подготовку и переподготовку граждан в случае возникновения трудностей при освоении новых технологических операций;
3) анализ потребностей города Москвы в работниках с приобретенными профессиональными навыками;
4) трудоустройство в организациях, в том числе с использованием надомного труда;
5) оказание содействия работодателям при организации специализированных рабочих мест для граждан, а также при их трудовой реабилитации и адаптации;
6) социально-трудовой патронаж, осуществляемый временно или постоянно специалистами специализированного государственного учреждения путем сопровождения граждан при их трудоустройстве и адаптации в трудовых коллективах, на рабочем месте.

Статья 25. Экономическая поддержка организаций, использующих труд инвалидов

Органы государственной власти города Москвы оказывают экономическую поддержку организациям, использующим труд инвалидов, путем:
1) предоставления налоговых льгот в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы;
2) размещения государственных заказов в порядке, установленном федеральным законодательством;
3) выделения финансовых средств на оборудование индивидуальных рабочих мест для инвалидов в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.

Статья 26. Государственные гарантии содействия занятости молодежи

Содействие занятости молодежи в городе Москве обеспечивается следующими государственными гарантиями города Москвы:
1) государственными целевыми программами по содействию занятости молодежи в городе Москве;
2) оказанием содействия в реализации проектов коммерческих и некоммерческих организаций и общественных объединений по содействию занятости молодежи в городе Москве в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы;
3) аккредитацией образовательных учреждений для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, содействующих занятости молодежи в порядке, предусмотренном федеральным законодательством;
4) бесплатным консультированием в области трудового законодательства;
5) созданием специализированных (ученических) рабочих мест;
6) профориентационной работой с учащимися общеобразовательных учреждений;
7) формированием базы данных вакансий, включающей сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей для молодежи по использованию их труда, а также специализированных регистров получателей государственных услуг (молодежи).

Статья 27. Содействие временному трудоустройству молодежи

1. Органы государственной власти города Москвы оказывают содействие временному трудоустройству молодежи.
2. Временное трудоустройство молодежи осуществляется в пределах компетенции уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области занятости населения, государственными учреждениями службы занятости и специализированными государственными учреждениями при участии заинтересованных органов исполнительной власти города Москвы, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также организациями, оказывающими услуги по содействию занятости молодежи.
3. Содействие временному трудоустройству может осуществляться как молодежи, так и ее объединениям, в том числе молодежно-студенческим отрядам и молодежным трудовым отрядам.
4. Временное трудоустройство осуществляется для:
1) обучающихся и студентов в свободное от учебы время и в период каникул;
2) несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, не являющихся учащимися;
3) обучающихся и студентов последних образовательных курсов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 17 до 23 лет;
4) выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, в возрасте от 18 до 24 лет;
5) студентов последнего образовательного курса образовательных учреждений высшего профессионального образования в возрасте до 30 лет;
6) выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования, ищущих работу впервые, в возрасте до 30 лет.
5. Работодателям, создающим (выделяющим) временные рабочие места для молодежи, оказывается экономическая поддержка.
6. Порядок организации временного трудоустройства молодежи в городе Москве, а также меры экономической поддержки работодателей, создающих (выделяющих) временные рабочие места для молодежи, устанавливаются правовыми актами города Москвы.

Статья 28. Содействие занятости женщин, испытывающих трудности в поиске работы

С целью повышения социальной адаптации и конкурентоспособности на рынке труда органы государственной власти города Москвы оказывают содействие занятости женщин, испытывающих трудности в поиске работы в городе Москве, путем:
1) анализа и прогнозирования возможностей занятости и трудоустройства женщин, испытывающих трудности в поиске работы, на условиях неполного рабочего дня, сокращенной рабочей недели, надомного труда;
2) разработки специальных мероприятий, способствующих занятости женщин, испытывающих трудности в поиске работы;
3) содействия в организации собственного дела и организации временного трудоустройства женщин, испытывающих трудности в поиске работы;
4) осуществления контроля за соблюдением условий труда женщин, испытывающих трудности в поиске работы;
5) оказания услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке женщин, испытывающих трудности в поиске работы;
6) организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для женщин, испытывающих трудности в поиске работы;
7) бесплатного консультирования в области трудового законодательства;
8) формирования базы данных вакансий, включающей сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей для женщин, а также специализированных регистров получателей государственных услуг (женщин).

Статья 29. Организация занятости иностранных граждан на территории города Москвы

1. Обеспечение трудовых миграционных процессов в городе Москве осуществляется органами государственной власти города Москвы в соответствии с федеральным законодательством и с учетом экономической эффективности и целесообразности, а также реализации миграционной политики в других субъектах Российской Федерации.
2. Представление органами исполнительной власти города Москвы Правительству Российской Федерации предложений по формированию квоты на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности проводится в соответствии с федеральным законодательством.
3. В целях защиты городского рынка труда органы исполнительной власти города Москвы при подготовке предложений по формированию квоты на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан в целях осуществления ими трудовой деятельности исходят из первоочередного обеспечения права жителей города Москвы на занятие вакантных рабочих мест (должностей), наличия соответствующих трудовых ресурсов, предлагаемых условий труда, значимости вида работ для города, возможности предоставления работодателем временного или постоянного жилья для работников и других условий.
4. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области занятости населения осуществляет выдачу работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с федеральным законодательством.
5. Условия привлечения иностранных работников, связанные с обеспечением работодателями материальных, медицинских, жилищных и иных социальных гарантий приглашаемых иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности, порядок и механизм осуществления проверок работодателей в части соблюдения ими законодательства о занятости населения по вопросам привлечения и использования иностранных работников определяются Правительством Москвы с участием социальных партнеров.

Статья 30. Добровольная сертификация качества услуг по трудоустройству и профессиональной ориентации населения, подбору персонала

1. Добровольное подтверждение качества услуг по трудоустройству и профессиональной ориентации населения, подбору персонала, оказываемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, может осуществляться через систему добровольной сертификации данных услуг в соответствии с федеральным законодательством.

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 31. Финансовое обеспечение политики содействия занятости населения

1. Финансирование мер политики содействия занятости населения в городе Москве, осуществляемых в соответствии с настоящим Законом, производится в соответствии с федеральным законодательством, а также за счет средств бюджета города Москвы и внебюджетных источников.
2. Дополнительные меры по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами города Москвы.

Статья 32. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Нарушение настоящего Закона влечет ответственность, предусмотренную федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Статья 33. Государственный контроль за соблюдением настоящего Закона

Государственный контроль за соблюдением настоящего Закона осуществляют уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области занятости населения и иные уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в соответствии со своей компетенцией.

Статья 34. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru