Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 22.04.2008 № 318-ПП
"О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"

Официальная публикация в СМИ:
"Вестник Мэра и Правительства Москвы", № 26, 05.05.2008


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 22.04.2008.
   ------------------------------------------------------------------




ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2008 г. № 318-ПП

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
ГОРОДА МОСКВЫ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА

В целях определения долгосрочных приоритетов развития системы библиотечно-информационного обслуживания населения, расширения видов библиотечных учреждений и форм их деятельности, улучшения качества библиотечных фондов, повышения профессионального уровня работников библиотек Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепцию развития библиотечного обслуживания населения города Москвы на период до 2015 года (далее - Концепция) согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Определить в качестве приоритетных целей реализации Концепции:
- создание Московского филиала Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, организацию взаимодействия данного филиала с библиотеками города;
- создание полноценной структуры библиотек в соответствии с действующими градостроительными нормативами и схемой развития и размещения объектов культуры на территории города Москвы до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 24 октября 2006 г. № 839-ПП, предусматривающей строительство не менее 30 новых многофункциональных культурных центров районного уровня, включающих библиотечно-информационные комплексы;
- поэтапную модернизацию всех библиотек, предусматривающую компьютеризацию не менее 3000 рабочих мест специалистов и пользователей, подключение локальных библиотечных сетей к корпоративной информационной системе, перевод каталогов на электронные носители, обеспечение доступа в Интернет;
- повышение качества фондов библиотек на основе электронной каталогизации, увеличения объема поступлений, в том числе изданий на электронных носителях, а также улучшения характеристик обновляемости фондов;
- создание в ходе мероприятий по модернизации на базе действующих библиотек молодежных интеллект-центров и библиотек семейного чтения как многофункциональных интеллектуальных, информационных и культурно-досуговых центров;
- обеспечение бесплатного доступа пользователей библиотек к фондам и базам данных на электронных носителях, требующих использования корпоративной информационной сети и Интернета, к социально значимым информационным ресурсам, в том числе к Системе городских порталов для информирования населения о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в городе Москве;
- реализацию общегородских проектов по оказанию библиотеками новых информационных услуг на основе единого электронного каталога московских библиотек, внедрения единого электронного читательского билета на базе социальной карты москвича, организации специализированной экспедиторской службы доставки документов из фондов библиотек;
- организацию системы непрерывной переподготовки кадров для библиотек города;
- обеспечение формирования и использования информационных ресурсов города Москвы в рамках библиотечно-информационной базы и автоматизированной системы Центра мониторинга и управления системой центров общественного доступа города Москвы;
- создание на базе библиотек технических систем и услуг для обслуживания инвалидов, маломобильных категорий населения и детей с отставанием в развитии.
3. Органам исполнительной власти города Москвы учитывать положения Концепции при разработке проектов законодательных и иных правовых актов, для актуализации утвержденных градостроительных планов развития территорий административных округов и районов города Москвы, проектов планировки территории города, программ социально-экономического развития административных округов и районов в части развития сферы культуры на период до 2015 года.
4. Департаменту культуры города Москвы:
4.1. До 1 октября 2008 г.:
4.1.1. Разработать план мероприятий по реализации Концепции на период до 2015 года на основе основных показателей Городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2008-2010 гг.)" и для учета при формировании новых городских целевых программ.
4.1.2. При разработке плана мероприятий (п. 4.1.1) предусмотреть создание на базе публичных библиотек города молодежных интеллект-центров и семейных библиотек как многофункциональных интеллектуальных, информационных и культурно-досуговых центров.
4.1.3. Осуществить на основе принципов и задач Концепции мероприятия по мониторингу законодательных и других правовых актов, регулирующих деятельность библиотек, и в рамках своей компетенции в установленном порядке внести предложения по их актуализации.
4.2. В течение 2008 года:
4.2.1. Совместно с префектурами административных округов города Москвы провести детальный анализ обеспеченности населения районов города Москвы библиотечным обслуживанием, оказать содействие учреждениям культуры в создании филиалов централизованных библиотечных систем на основе опыта их организации в Центральном и Западном административных округах города Москвы.
4.2.2. На основании проведенного анализа (п. 4.2.1) совместно с Департаментом имущества города Москвы определить в районах с наиболее низким уровнем обеспеченности населения библиотечным обслуживанием перечень нежилых помещений с целью организации на их базе библиотечно-информационных центров.
4.3. Разработать и утвердить в установленном порядке технологическое задание на создание объекта культуры модульного типа из быстровозводимых конструкций, включающего библиотечно-информационный комплекс.
5. Москомархитектуре:
5.1. Выполнить в 2008 году разработку проекта учреждения культуры модульного типа из быстровозводимых конструкций, включающего библиотечно-информационный комплекс, на основе утвержденного Департаментом культуры города Москвы технологического задания (п. 4.3).
5.2. При разработке проектов планировок районов города в приоритетном порядке включать в составы проектов объекты культуры на территории города Москвы - библиотеки, учреждения клубного типа, дополнительного образования детей, многофункциональные культурные центры модульного типа - в соответствии со схемой развития и размещения объектов культуры на территории города Москвы на период до 2020 года.
5.3. В соответствии со схемой развития и размещения объектов культуры на территории города Москвы на период до 2020 года определить 30 земельных участков для строительства объектов культуры модульного типа, включающих библиотечно-информационные комплексы.
5.4. При проектировании, строительстве и реконструкции учреждений культуры обеспечить выполнение требований действующего законодательства, норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и других маломобильных категорий граждан.
6. Управлению информатизации города Москвы совместно с Департаментом культуры города Москвы предусмотреть создание в установленном порядке библиотечно-информационной системы "Библиогород" и межведомственного библиотечного портала в качестве единой точки доступа к библиотечным информационным ресурсам и услугам с использованием единого электронного читательского билета.
7. Департаменту культуры города Москвы совместно с Департаментом социальной защиты населения города Москвы:
7.1. В течение 2008 года организовать взаимодействие учреждений социального обслуживания населения с публичными библиотеками для оказания услуг библиотечного профиля, включая надомное обслуживание, для маломобильных категорий населения.
7.2. При формировании плана мероприятий (п. 4.1.1) и отраслевых целевых программ в сфере культуры и искусства включать в них мероприятия по созданию необходимых условий доступности зданий и помещений библиотек, оказанию услуг для инвалидов и других маломобильных категорий граждан.
8. Департаменту культуры города Москвы, Департаменту образования города Москвы в целях организации взаимодействия публичных библиотек с общеобразовательными школами и учреждениями дополнительного образования, направленного на нравственное и художественно-эстетическое воспитание детей, пропаганду и поддержку чтения:
8.1. До 1 сентября 2008 г. разработать планы мероприятий образовательных учреждений и публичных библиотек, направленные на поддержку деятельности школьных библиотек.
8.2. Организовать методическое обеспечение взаимодействия публичных библиотек города Москвы с детскими образовательными учреждениями.
9. Комитету общественных связей города Москвы оказывать поддержку в популяризации профессии и повышении профессионального мастерства библиотечных работников в рамках программы "Московские мастера".
10. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы оказывать организационное содействие в размещении социальной рекламы (социально значимой городской рекламы) проводимых библиотеками мероприятий в соответствии с правовыми актами города Москвы.
11. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы:
11.1. Представить в установленном порядке предложения по включению в состав Московского городского совета книгоиздания представителей публичных и школьных библиотек города Москвы.
11.2. Совместно с Департаментом культуры города Москвы формировать книжные фонды для оказания помощи в комплектовании публичных библиотек городов и регионов Российской Федерации на основе двухсторонних соглашений в области гуманитарного сотрудничества.
12. Департаменту культуры города Москвы обеспечить финансирование расходов, связанных с изготовлением, монтажом и демонтажем социальной рекламы (социально значимой городской рекламы) проводимых мероприятий, в соответствии с пунктом 4.1 распоряжения Правительства Москвы от 4 декабря 2006 г. № 2499-РП "О распространении социальной рекламы и социально значимой городской рекламы в городе Москве".
13. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы совместно с префектурами административных округов города Москвы оказать содействие библиотекам в организации стационарных объектов, временных точек общественного питания и торговли, расположенных на их площадях, для обслуживания посетителей.
14. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в IV квартале 2008 г.

Мэр Москвы
Ю.М. Лужков





Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 22 апреля 2008 г. № 318-ПП

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА

В Российской Федерации библиотеки являются ключевым звеном в создании единого информационного и культурного пространства страны и реализации конституционных прав граждан на информацию и доступ к культурным ценностям.
Идеология идущих в стране преобразований подразумевает переход к экономике знаний, построению информационного общества. В этой ситуации роль библиотек как информационных центров и центров культурной жизни становится все более актуальной.
Концепция развития библиотечного обслуживания населения города Москвы направлена на реализацию одного из приоритетных направлений развития отечественной культуры, решение задач, поставленных в 2007 году в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, в котором отмечается: "В нашей стране была выстроена в свое время уникальная библиотечная система, равной которой не было в мире. Однако за долгие годы недофинансирования она, надо признать, пришла в упадок. Необходимо на новой, современной основе возродить в стране библиотечное дело".
Концепция предполагает организацию целенаправленной деятельности органов государственной власти и общественных структур города по созданию эффективной системы формирования, сохранения и предоставления пользователям библиотечно-информационных ресурсов и услуг на основе единого системного подхода в рамках нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы.
Настоящая Концепция учитывает многоаспектные потребности Москвы как крупнейшего научного и культурного центра страны и является неотъемлемой частью городской социально-экономической политики.
В настоящее время наряду с развитой системой публичных библиотек города в Москве функционируют библиотечные учреждения федерального и ведомственного подчинения, в том числе: 8 федеральных библиотек, 10 отраслевых научных библиотек, относящихся к различным органам государственной власти и ведомствам, более 90 библиотек высших учебных заведений, свыше 2000 библиотек средних школ, колледжей и других средних специальных образовательных учреждений; ряд библиотек профсоюзных организаций, иных общественных объединений, творческих союзов.
Суммарные информационные ресурсы ведомственных и государственных библиотек Москвы насчитывают, по экспертным оценкам, более 200 млн. единиц хранения.
При этом основной объем услуг населению города оказывают библиотеки системы Департамента культуры города Москвы. В настоящее время библиотечное обслуживание населения Москвы осуществляют 440 публичных библиотек, в число которых входят 5 городских библиотек, 36 централизованных библиотечных систем (ЦБС) и 12 самостоятельных библиотек.
Общий книжный и документальный фонд библиотек города насчитывает более 26,6 млн. книг и других изданий, в том числе документов на магнитных и электронных носителях. Число зарегистрированных (постоянных) пользователей составляет 2514,0 тысячи человек, в течение года библиотеки города посещают не менее 17500,0 тысячи пользователей.
В ходе модернизации библиотек города создано 175 информационных интеллект-центров, оборудовано 3,9 тысячи компьютеризированных рабочих мест, все централизованные библиотечные системы подключены к корпоративной информационной системе на основе оптоволоконной связи, имеют каталоги на электронных носителях, доступ в Интернет.
На базе библиотек города с использованием современного оборудования создано 50 информационных центров, в основном правовой, окружной и муниципальной направленности, 16 центров видеоконференцсвязи, организовано более 150 различных форм обучения, в том числе дистанционного, более 120 клубов и объединений, студий компьютерной графики и вэб-дизайна. Ряд библиотек, особенно в новых районах, играют роль многофункциональных культурных центров.
При этом система государственных библиотек города еще не в полной мере соответствует потребностям жителей в образовательной и культурной деятельности, информационном обеспечении. Неудовлетворительное техническое состояние большого числа публичных библиотек не способствует полноценному выполнению их социального предназначения как общедоступных центров культуры, информации, эстетического и нравственного воспитания детей и молодежи.
На одну библиотеку в Москве приходится более 22 тысяч жителей, на одного библиотечного работника - в среднем до 6 тысяч посетителей и участников библиотечных формирований.
В 19 районах Москвы библиотеки размещаются в помещениях квартирного типа или в приспособленных помещениях на условиях аренды, не имеют необходимых условий для обработки и хранения фондов, читальных залов, информационных центров. Значительная часть библиотек не оборудована компьютерами и современными средствами телекоммуникаций.
Здания и помещения библиотек недостаточно оснащены системами охраны и современным оборудованием для обслуживания инвалидов и других маломобильных категорий населения.
Эффективному использованию ресурсов и качественному оказанию информационных услуг мешает ведомственная разобщенность библиотек, слабое взаимоиспользование библиотечных фондов.
Использование современных компьютерных технологий и телекоммуникационных систем предъявляет новые требования к подготовке и переподготовке кадров.
Современная городская политика в области библиотечного обслуживания призвана устранить сложившееся в настоящее время противоречие между обособленной работой библиотек и потребностями населения, создать возможности и условия для доступа к услугам и ресурсам библиотек по месту работы, отдыха и проживания горожан.
Концепция обеспечивает реализацию межведомственной политики, ставящую в центр внимания социальную направленность библиотечного обслуживания, предоставляемого населению в пределах шаговой доступности, и создание единого информационного пространства города.

Стратегическая цель инновационной библиотечной политики

Важнейшей линией городской политики является установка Правительства Москвы на возрастание капиталоемкости Москвы за счет увеличения доли интеллектуальной собственности, интеллектуального труда в объеме производства.
Следовательно, стратегическим направлением библиотечной политики должно стать создание условий для самообразования, креативной деятельности различных категорий населения, развитие творческой индустрии, инновационных культурных программ, информационного обеспечения художественно-творческой деятельности. Путь к этому - создание единого информационного пространства, а приоритетными задачами библиотек на долгосрочную перспективу являются:
- сохранение и актуализация культурного наследия народов России;
- организация межкультурных и общественных коммуникаций;
- поддержка самообразования личности;
- формирование социального заказа издателям;
- воспитание гармоничного сочетания патриотизма и толерантности.
Инструментом для решения этих задач явится обеспечение доступа каждого жителя Москвы к максимально полному комплексу услуг библиотек на базе мощной компьютерной библиотечно-информационной системы "Библиогород".
Она должна быть построена таким образом, чтобы раскрывать и предоставлять пользователям книжные фонды и электронные ресурсы всех публичных библиотек города во взаимодействии с федеральными и специальными библиотеками различных ведомств, а также путем удаленного доступа к региональным и мировым ресурсам.
Намеченное в Концепции развитие городских библиотек как интегрированной системы позволит решить задачу создания межведомственного библиотечного портала в качестве единой точки доступа к библиотечно-информационным услугам. При этом будет предусмотрено также взаимодействие "Библиогорода" с создаваемой на федеральном уровне Президентской библиотекой им. Б.Н. Ельцина.
Основными принципами и приоритетными направлениями городской политики организации библиотечного обслуживания населения Москвы до 2015 года являются:
1. Актуализация фондов.
2. Доступность библиотечных ресурсов и услуг.
3. Удовлетворение избирательных запросов жителей.
4. Профессиональная корпоративность библиотечной системы, поддержка системы школьных библиотек.
5. Непрерывность модернизации библиотек.
6. Повышение кадрового потенциала.
7. Специализация библиотек в условиях интегрированной системы.
8. Стандартизация качества библиотечного обслуживания населения.
9. Государственная поддержка социальных норм доступности библиотечных услуг.

1. Актуализация фондов

В настоящее время наиболее актуальной проблемой для библиотек остается вопрос комплектования книжных фондов. Состояние фондов обеспечивает социальные гарантии населения на доступ к информации.
Полноценное и качественное обслуживание населения предполагает наличие в фондах публичных библиотек достаточного количества современной периодики и книжной продукции центральных и местных издательств, в том числе медиапродукции на электронных носителях.
Концепция направлена на решение основных проблем формирования фондов - недостаточного числа современных изданий и низких характеристик обновляемости фондов.
В библиотеках городской системы 26,6 млн. единиц хранения. Вместе с фондом федеральных библиотек книгообеспеченность на одного жителя составляет один из самых высоких показателей в стране - 27 книг на человека.
Прирост фондов составляет: по печатным изданиям - 1 процент в год, что обусловлено ростом цен на книги и периодические издания; по аудиовизуальным изданиям - 9 процентов в год, по электронным - 55,4 процента в год (данные 2007 года).
Прирост цифровых изданий не может в полной мере решить проблему "старения" фондов. Один из основных показателей качества фондов - уровень обновляемости - составляет (по данным 2007 года) 3 процента при норме 8-10 процентов в год.
Для повышения качества фондов предполагается осуществить комплекс мероприятий.
В 2008-2009 гг. планируется создать сводный электронный каталог и начать формирование городской электронной библиотеки. Электронная каталогизация обеспечит скоординированные действия библиотек, обслуживающих одни и те же категории читателей, позволит провести оптимизацию фондов.
Необходимым условием качественного комплектования библиотек является создание системы информирования библиотек о книжном рынке.
Наряду с этим в рамках Городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2008-2010 гг.)" к 2010 году планируется вдвое увеличить объем финансовых средств, направляемых на комплектование библиотек. Для более рационального использования этих средств на базе Государственного учреждения культуры города Москвы "Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова" (ЦУНБ им. Н.А. Некрасова) создан Репозитарный центр московских библиотек. На его техническое переоснащение в 2008-2010 гг. выделено 27 млн. рублей.
На решение задачи пополнения фонда печатных изданий также планируется ориентировать издательскую программу Правительства Москвы, направляя большую часть изданий в публичные и школьные библиотеки.
Комплекс этих мероприятий наряду с другими направлениями работы, предусмотренными Концепцией, к 2015 году позволит значительно обновить фонды библиотек города, повысить характеристики его обновляемости и, как результат, в полтора - два раза увеличить число пользователей наших библиотек.

2. Доступность библиотечных ресурсов и услуг

Реализация данного принципа - это обеспечение бесплатного пользования библиотечными фондами и определенного законодательством комплекса информационных услуг. Важнейшей задачей реализации Концепции является обеспечение для пользователей публичных библиотек бесплатного доступа к электронным каталогам, базам данных, архивам, иным ресурсам, составляющим общественное достояние.
В целях обеспечения всеобщей доступности библиотечных ресурсов и услуг необходимо развить и глубоко структурировать сеть библиотек столицы. Она должна представлять собой открытую информационную систему, которая взаимодействует с другими информационными ресурсами России и мира.
При этом стратегическая задача - обеспечение в каждом районе деятельности общедоступных библиотек, библиотечных центров, библиотек-читален и нестационарных пунктов обслуживания населения различных типов и масштабов мощности.
Приоритетной задачей является обеспечение шаговой доступности библиотек.
В целом по городу жители 64 районов ниже среднего городского уровня обеспечены услугами библиотек. Острее их недостаток и дефицит услуг испытывается в новых жилых районах, отдаленных от центра города.
Концепция предлагает решение задачи шаговой обеспеченности населения библиотечным обслуживанием по двум направлениям.
Первое - это создание широкой сети учреждений нового вида - библиотечно-информационных центров.
Центр - это подразделение библиотеки, которое позволит пользователям в шаговой доступности получать консультации, с помощью электронного каталога выяснить нахождение издания, заказать и получить его через службу доставки или в любой библиотеке города.
Мониторинг обеспеченности, проведенный управлениями культуры административных округов совместно с управами районов города Москвы, показывает потребность в создании 127 подобных объектов в 75 районах города.
За счет создания центров в жилых районах в течение 2008-2009 гг. число пользователей уже действующих библиотек может быть увеличено на 30-40 процентов.
Дальнейшее развитие получат так называемые нестационарные формы библиотечного обслуживания населения.
В настоящее время действует 167 таких библиотечных пунктов, расположенных в основном в социальных учреждениях города. До 2010 года планируется удвоить число нестационарных библиотечных пунктов, в том числе передвижных.
Другое направление реализации задачи обеспечения доступности библиотек - строительство новых библиотек.
Их создание связано со строительством в районах города объектов культуры так называемого "модульного типа", что позволит рационально использовать бюджетные средства.
В зависимости от состава населения и по согласованию с местными органами власти они будут включать наряду с библиотечно-информационным центром детскую художественную студию или музыкальную школу, клубную или театральную часть со зрительным и выставочным залами.
По результатам мониторинга, в городе требуется строительство новых объектов культуры в 26 районах. При этом наиболее острая ситуация сложилась в 15.
Создание подобных объектов предусмотрено схемой развития и размещения объектов культуры на территории города Москвы на период до 2020 года.
Реализация проекта создания новых библиотек, библиотечно-информационных центров и нестационарных систем позволит максимально решить проблему доступности библиотек. Предстоит обеспечить доступность для инвалидов любых категорий, в том числе для инвалидов-колясочников, учитывать эти вопросы при проектировании, строительстве и реконструкции объектов учреждений культуры.
Таким образом, основными мерами достижения доступности являются:
- равномерное размещение сети библиотек в административных округах города;
- обеспечение планомерного текущего комплектования библиотечных фондов в объеме около 10% к имеющемуся фонду;
- создание Сводного каталога библиотек Москвы (СКБМ) как региональной части Сводного каталога библиотек России (СКБР);
- техническое оснащение библиотек современным реабилитационным оборудованием для обслуживания инвалидов любых категорий и других маломобильных граждан.

3. Удовлетворение избирательных запросов жителей

Многонациональный состав населения Москвы, наличие в столице огромного числа ученых, специалистов, студенчества и представителей различных субкультур обязывает предусмотреть адресное удовлетворение групповых и сугубо индивидуальных информационных и культурных потребностей. Система "Библиогород" должна отвечать не только на массовые запросы, но и требования повышенной сложности студентов, аспирантов, специалистов различных отраслей, работников искусства и культуры, лиц с ограничениями жизнедеятельности.
Соблюдение этого принципа означает, что первоочередное внимание будет уделяться оснащению библиотек информационными коммуникационными технологиями, которые обеспечат оперативное выполнение заказов на издания как массового, так и специального характера, получение справок по любым аналитическим и фактографическим вопросам.
В 2007 году реализован этап создания компьютерных коммуникаций. Далее необходимо решение следующих задач:
- создание электронных каталогов во всех ЦБС и отдельных библиотеках;
- подключение центральных библиотек к одноразовой библиографической обработке текущих поступлений литературы на базе СКБМ;
- создание аналитической базы данных статей из сериальных изданий;
- ретроконверсия карточных каталогов в электронный формат, загрузка данных в СКБМ;
- создание и поддержка централизованного электронного депозитария (архива) полнотекстовых данных;
- разработка и осуществление виртуальной справочной службы библиотек столицы.
На следующем этапе в целях эффективного библиотечного обслуживания москвичей будет сформирована единая информационная система библиотек, исключающая ведомственные и иные барьеры, и обеспечена скоординированная техническая политика, планирование и развитие компьютерно-технической инфраструктуры.
Для этого будут реализованы следующие проекты и мероприятия:
- создание межбиблиотечного телекоммуникационного центра;
- ведение мониторинга комплектования и использования библиотечного фонда в информационно-координационном центре, работающем в кооперации с издающими организациями;
- координация формирования распределенных ресурсов библиотек;
- создание учебно-технического центра, обеспечивающего кадровую и техническую поддержку компьютерной системы "Библиогород";
- организация библиотечного обслуживания на основе системы взаимодополняющих друг друга модулей - от центральных библиотек до локальных филиалов, пунктов нестационарного обслуживания.
Важнейшей задачей реализации этих проектов является разработка типового проекта библиотеки в составе быстровозводимых модульных зданий, в которых могли бы размещаться: компактная библиотека (на 10-15 тыс. томов), имеющая выход в Интернет, компьютерный класс, читальный или конференц-зал. Новые объекты культуры модульного типа должны быть размещены в районах с наименьшей обеспеченностью услугами культурного профиля.

4. Профессиональная корпоративность библиотечной системы,
поддержка системы школьных библиотек

Новым приоритетным принципом городской политики должно стать корпоративное профессиональное взаимодействие библиотек всех типов. Эти процессы будут стимулироваться различными формами государственной поддержки профессиональных объединений (ассоциаций, корпоративных проектов и т.п.), последовательными правовыми и организационно-экономическими решениями.
В первую очередь на основе результатов мониторинга будут подготовлены и представлены на утверждение проекты основных нормативных документов по библиотечному обслуживанию в Москве, в том числе:
- модельные правила пользования публичной библиотекой;
- положение о корпоративной библиотечной компьютерной сети города Москвы "Библиогород";
- положение о системе библиотечного обслуживания на основе единого читательского билета;
- положение о корпоративной виртуальной справочной службе города Москвы.
Главным экономическим стимулом к укреплению корпоративного взаимодействия должно стать приоритетное финансирование программ и проектов, предусматривающих координацию и кооперацию в предоставлении библиотечных услуг и развитии ресурсов.
Центральная задача развития корпоративного взаимодействия - поддержка деятельности школьных библиотек.
Школьная библиотека для большинства детей является первой библиотекой в их жизни. Именно школьные библиотеки создают читателей для всех остальных типов библиотек. Поэтому система школьных библиотек должна стать сильным звеном всей библиотечной системы города.
Концепция направлена на расширение взаимодействия публичных и школьных библиотек. Из 440 действующих в городе публичных библиотек 168 целенаправленно работают с детской аудиторией. Каждый третий пользователь библиотек города - ребенок. Из 26,6 млн. единиц хранения совокупного фонда публичных библиотек Москвы 7,7 млн. - детские издания.
Концепция решает задачу поддержки деятельности школьных библиотек в плане оказания помощи в комплектовании книжных фондов, организации совместных программ, методическом обеспечении их работы.
Наряду с этим новые возможности в организации взаимодействия с библиотеками образовательных учреждений создаст совместное использование Единого электронного каталога и Московской городской электронной библиотеки в режиме удаленного доступа; создание библиотечно-информационных центров детской (юношеской) библиотеки или нестационарного библиотечного пункта на базе школьной библиотеки.
Меры государственной поддержки будут направлены на создание электронных баз данных по различным предметам и направлениям учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ, а также поддержку издательской деятельности Правительства Москвы для комплектования школьных библиотек необходимыми изданиями.

5. Непрерывность модернизации библиотек

Действующая сеть библиотек является основой в создании единого информационного и культурного пространства города, обеспечивающего реализацию конституционных прав и социальных гарантий на информацию и доступ к культурным ценностям на основе новых информационных технологий.
Будущее библиотечной системы зависит от развития информационно-коммуникационной системы.
В ходе модернизации в библиотеках города установлено около 4,5 тысячи автоматизированных рабочих мест, что составляет десятую часть всех компьютерных систем российских библиотек.
85 процентов библиотек обеспечены копировально-множительной техникой. 50 процентов имеют доступ в Интернет. В каждой четвертой созданы электронные каталоги. В 15 используются электронные читательские билеты.
Этот крупный технический комплекс дает возможность на качественно новом уровне обеспечивать запросы более 2,5 млн. постоянных читателей библиотек, обрабатывать за год более 18 млн. заявок и запросов индивидуальных и корпоративных пользователей как Москвы, так и других регионов и городов России.
Частичное внедрение информационных коммуникационных технологий в библиотечное обслуживание населения является базовым, первым этапом реализации Концепции.
В ходе реализации Концепции должна быть обеспечена поэтапная интеграция учреждений культуры и их ресурсов в целостную систему "Библиогород", постоянное совершенствование технического и технологического оснащения библиотек, ассортимента и качества библиотечных услуг. Приоритетными целями реализации Концепции по модернизации технологий обслуживания пользователей являются:
- создание Московского филиала Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, организация взаимодействия данного филиала с библиотеками города;
- поэтапная модернизация всех библиотек, полная компьютеризация деятельности библиотек, подключение локальных библиотечных сетей к корпоративной информационной системе, перевод каталогов на электронные носители, обеспечение доступа в Интернет;
- обеспечение бесплатного доступа пользователей библиотек к фондам и базам данных на электронных носителях, требующих использования корпоративной информационной сети и Интернета, к социально значимым информационным ресурсам, в том числе к Системе городских порталов для информирования населения о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в городе Москве;
- реализация общегородских проектов по оказанию библиотеками новых информационных услуг на основе единого электронного каталога московских библиотек, внедрения единого электронного читательского билета на базе социальной карты москвича, организации специализированной службы доставки документов из фондов библиотек;
- обеспечение формирования и использования информационных ресурсов города Москвы в рамках библиотечно-информационной базы и автоматизированной системы Центра мониторинга и управления системой центров общественного доступа города Москвы.

6. Повышение кадрового потенциала

Решение задач по инновационному развитию библиотек как информационно-аналитических и многофункциональных досуговых центров в первую очередь зависит от кадрового обеспечения и профессиональной готовности библиотекарей осуществить коренную модернизацию отрасли.
За последние годы Правительством Москвы был обеспечен опережающий рост заработной платы работников библиотек. В период с 2005 по 2007 год средняя зарплата увеличилась на 57 процентов и в 2007 году составила 14500 рублей.
Это положительно отразилось на качественном составе сотрудников библиотек: 88 процентов библиотекарей имеют высшее профильное и среднее специальное образование. Более половины - в возрасте от 20 до 35 лет.
В условиях столичного мегаполиса кадры московских библиотек работают в особых условиях с повышенной нагрузкой: на одного библиотечного работника приходится 488 пользователей, производится более 10 тысяч книговыдач в год.
Инновационная политика библиотечного обслуживания населения будет обеспечена многоуровневой системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации около 2,5 тысячи сотрудников библиотек.
Особое место в этой работе будет занимать подготовка кадров для работы в сфере информационных технологий: овладение навыками работы с файлами, освоение базовых офисных технологий, технологий навигации и поиска необходимой информации в сети Интернет, работа с электронными носителями, электронной почтой и технологиями общения в реальном времени (on-line).
В качестве основных звеньев этой системы переподготовки кадров выделены:
- развитие взаимодействия с такими авторитетными образовательными учреждениями Москвы, как Московский государственный университет культуры и искусств и Московский педагогический государственный университет, Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма и такими ведущими научными центрами, как Российская государственная библиотека;
- организация Центра непрерывного профессионального образования специалистов на базе ЦУНБ им. Н.А. Некрасова;
- разработка проекта создания института современных информационных технологий на современной технической базе.

7. Специализация библиотек в условиях
интегрированной системы

Концепция решает задачу преобразования однотипных массовых библиотек в многофункциональные, информационные, культурно-просветительные центры с разнообразными направлениями деятельности в соответствии с запросами пользователей, профилем учреждений микрорайонов. При этом их специализация будет осуществляться по следующим направлениям:
- детское и юношеское чтение;
- история и краеведение;
- художественная и музыкальная культура, нотно-музыкальные фонды;
- русская культура, словесность, философия;
- деловая и правовая информация;
- культура русского зарубежья;
- компьютерные библиотеки;
- медиатеки;
- мемориальные, исследовательские и культурные центры;
- семейные библиотеки.
Приоритетным направлением специализации библиотек в рамках интегрированной системы московских общедоступных библиотек является создание в ходе модернизации публичных библиотек молодежных интеллект-центров и семейных библиотек как многофункциональных интеллектуальных, информационных и культурно-досуговых центров.
Наряду с этим важнейшим направлением специализации публичных библиотек является создание на их базе технических систем и услуг для обслуживания инвалидов, маломобильных категорий населения и детей с отставанием в развитии.
Система специализированных библиотек для инвалидов, особенно слабовидящих, призвана гарантировать обеспечение их законных прав в получении документальной информации наравне со всеми гражданами и содействовать социальной реабилитации и интеграции инвалидов в общество.
Перспективы развития специализированных библиотек связаны с их модернизацией и внедрением информационных технологий во все библиотечные процессы.
Наряду с этим важным направлением развития специализации библиотек для работы с инвалидами и другими маломобильными категориями граждан является организация взаимодействия с учреждениями социального обслуживания населения и негосударственными структурами, занимающимися социальной интеграцией этих категорий населения.

8. Стандартизация качества библиотечного обслуживания
населения

Стандартизация является условием как повышения качества, так и расширения видов услуг, оказываемых библиотеками.
В целях поддержания высокого качества информационных ресурсов и услуг публичных библиотек будут разработаны современные нормативы:
- обеспечения жителей Москвы библиотечными фондами и электронными ресурсами; в первую очередь должен быть повышен показатель обновления фондов с 2-3% (по данным 2007 года) до 10% (по международным нормам);
- оснащенности библиотек компьютерами, копировальной техникой и средствами связи;
- объемов и качества обязательных и дополнительных видов услуг.
Система статистических и особенно отчетных показателей библиотек будет дополнена показателями и индикаторами, объективно отражающими качество обслуживания.

9. Государственная поддержка социальных норм доступности
библиотечных услуг

Масштабная структурная реорганизация библиотечного обслуживания населения нуждается в должной государственной поддержке, так как доступ к информации и культурным ценностям является общественным благом, право на которое закреплено в Конституции Российской Федерации.
Законодательное регулирование социальных норм библиотечного обслуживания в Москве является первоочередной задачей государственной поддержки развития библиотечного дела.
На основе стратегических целей и задач Концепции предполагается разработка проекта закона города Москвы "О библиотечно-информационном обслуживании населения города Москвы".
Структура и содержание московского закона о библиотечном деле должны обеспечить развитие всех форм и видов библиотечного обслуживания, установить правоотношения между библиотеками всех систем и ведомств и их пользователями с точки зрения полноты и качества удовлетворения запросов населения на книгу, информацию, освоение культурного наследия.
Другой актуальной задачей закона является создание правового механизма экономического стимулирования органами государственной власти и местного самоуправления корпоративного взаимодействия библиотек разных типов и ведомств, формирование единого информационного пространства города.
Одной из наиболее насущных проблем является правовое регулирование стандартов материально-технического обеспечения системы библиотечного обслуживания, типологии библиотечных учреждений.

Планируемые результаты реализации Концепции

Реализация настоящей Концепции позволит значительно повысить мощность и эффективность информационной и культурно-просветительной инфраструктуры Москвы. В числе конкретных планируемых результатов можно выделить:
- расширение набора и повышение качества услуг благодаря применению ИКТ, раскрытию для населения библиотечных фондов и электронных ресурсов. Увеличение объема услуг, оказываемых библиотеками города Москвы, в 3-4 раза (с 3700000 руб. до 10-12000000 руб. в год);
- рост книговыдачи и выполняемых информационных запросов как интегрирующих показателей эффективности библиотечной системы (с 10 тыс. экз. на одного библиотечного работника в год до 15 тыс. экз.);
- повышение качественных характеристик обновляемости фондов библиотек (с 3 процентов до 8-10 процентов в год);
- значительное повышение уровня доступности библиотек, особенно для детей, пожилых людей и инвалидов, за счет увеличения числа библиотечных учреждений с 440 до 580 объектов разного вида;
- увеличение числа постоянных пользователей публичных библиотек города с 2,6 млн. человек до 5,0 млн. человек.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru