Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства Москвы от 02.04.2008 № 660-РП
"О КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЗДАНИЮ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН В ВОСТОЧНОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ ОКРУГЕ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2009-2011 ГГ."

Официальная публикация в СМИ:
"Вестник Мэра и Правительства Москвы", № 23, 16.04.2008


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 02.04.2008.
   ------------------------------------------------------------------




ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 апреля 2008 г. № 660-РП

О КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО СОЗДАНИЮ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН В ВОСТОЧНОМ
АДМИНИСТРАТИВНОМ ОКРУГЕ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2009-2011 ГГ.

В соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 8 августа 2000 г. № 602 "Об основных положениях Программы развития туризма в г. Москве на период до 2010 года", от 28 января 2003 г. № 35-ПП "О ходе реализации основных положений Программы развития туризма в городе Москве на период до 2010 года", от 19 июля 2005 г. № 521-ПП "О Концепции создания туристско-рекреационной зоны в Северо-Восточном административном округе города Москвы", в целях формирования единой системы туристско-рекреационных зон в городе Москве, а также развития инфраструктуры сервисного обслуживания и комплексного благоустройства территорий объектов туристского показа:
1. Утвердить концепцию Городской целевой программы мероприятий по созданию туристско-рекреационных зон в Восточном административном округе города Москвы на 2009-2011 гг. (далее - концепция) согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Принять к сведению, что окончательный перечень объектов для включения в структуру туристско-рекреационных зон Восточного административного округа города Москвы и необходимые финансовые средства для их создания будут определены в ходе разработки Городской целевой программы мероприятий по созданию туристско-рекреационных зон в Восточном административном округе города Москвы на 2009-2011 гг. (далее - программа).
3. Возложить функции:
3.1. Государственного заказчика по разработке программы - на префектуру Восточного административного округа города Москвы.
3.2. Координатора по разработке программы - на Комитет по туризму города Москвы.
4. Принять к сведению, что финансирование мероприятий по разработке программы будет осуществляться за счет средств по дополнительному финансированию расходов и мероприятий бюджета города Москвы, предусмотренных префектуре Восточного административного округа города Москвы.
5. Префектуре Восточного административного округа города Москвы:
5.1. Разработать во II квартале 2008 г. программу (п. 2) с бизнес-планом.
5.2. Представить во II квартале 2008 г. разработанную программу на рассмотрение и утверждение Правительства Москвы.
6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на префекта Восточного административного округа города Москвы Евтихиева Н.Н.

Мэр Москвы
Ю.М. Лужков





Приложение
к распоряжению Правительства
Москвы
от 2 апреля 2008 г. № 660-РП

КОНЦЕПЦИЯ
ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЗДАНИЮ
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН В ВОСТОЧНОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ
ОКРУГЕ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2009-2011 ГОДЫ

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития города Москвы

Туризм является одной из крупнейших, высокодоходной и динамичной отраслью мировой экономики.
В сфере мирового туризма занято свыше 250 млн. человек, то есть каждый десятый работник в мире. На его долю приходится около 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, более 6% мирового ВВП, около 5% всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами. Туристы оказывают прямое и косвенное воздействие на регион пребывания.
Прямое воздействие - это объем расходов туристов за вычетом объема импорта, необходимого для полного обеспечения туристов товарами и услугами. Косвенное воздействие состоит в том, что предприятия, к которым непосредственно поступают расходуемые туристами деньги, сами осуществляют закупки товаров и услуг в других секторах местной экономики. У местного населения, обслуживающего туристов, образуется доход в форме заработной платы, арендной платы и др. Этот доход местные жители расходуют на покупку отечественных товаров и услуг. Туризм в целом представляет собой такую отрасль экономики, которая позволяет при относительно небольших капиталовложениях обеспечить экономически рентабельное использование "местных ресурсов" - историко-культурного наследия, традиций, природы. Анализ ресурсов Москвы говорит о том, что город обладает достаточно широким потенциалом туристского предложения, базирующимся на уникальных ресурсах. Привлекательность Москвы как объекта туризма определяется следующими факторами:
1. Огромное историческое и культурное наследие города, неразрывно связанное с историей и культурой всей России.
2. Наличие крупного гостинично-туристского комплекса (включая гостиницы, туристические фирмы, страховые общества, автопредприятия и др.).
3. Транспортная обеспеченность определяет Москву как отправную точку туристских маршрутов по историческим и культурным объектам Подмосковья и городам Золотого кольца.
4. Москва является местом проведения многочисленных международных конгрессов, симпозиумов, семинаров, выставок, ярмарок, фестивалей, что представляет собой базу развития в столице делового и конгрессного туризма.
5. Москва является крупным международным культурным центром, где сосредоточено более 60 музеев и 40 театров, 2 цирка и др.
6. Москва является крупнейшим центром Русской Православной Церкви (в городе более 130 храмов), что является предпосылкой для развития религиозного туризма.
Развитие туризма в качестве приоритетного вида деятельности для условий Москвы представляется правомерным. "Экспорт достоинств" города является достаточно простой и эффективной формой участия в экономическом разделении труда между регионами.
Немаловажным аргументом в пользу развития туризма в Москве является возможность занять в нем те категории населения города, которые по различным причинам не могут работать в других приоритетных отраслях городского хозяйства, таких как бизнес высоких технологий, финансовый бизнес и др.
В Москве принята Комплексная программа развития туризма, которая содержит наиболее актуальные предложения и мероприятия по их выполнению в целях создания правовой, организационно-управленческой и экономической среды, благоприятной для дальнейшего развития туристской индустрии в Москве (постановление Правительства Москвы от 8 августа 2000 г. № 602).
Основными целями данной Программы являются увеличение доходов от туризма, повышение благосостояния жителей города, использование социальной роли туризма (отдых россиян, развитие социальных контактов, связей между людьми), приток инвестиций и создание новых рабочих мест, рост национального достоинства как следствие гостеприимства и обращения к культурно-историческому наследию.
Ожидаемыми конечными результатами социального и экономического эффекта Комплексной программы являются: формирование современной высокоэффективной туристской индустрии в Москве, увеличение въездного туристского потока, обеспечение доходной части городского бюджета в размере до 10% за счет поступлений от туристской деятельности.
Недостаточно развитая туристская деятельность в Восточном административном округе как составной части города является основной проблемой, на решение которой направлена Городская целевая программа мероприятий по созданию туристско-рекреационных зон в Восточном административном округе города Москвы на 2009-2011 годы.

II. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом

Согласно статистическому сборнику, подготовленному информационно-издательским центром "Статистика России" совместно с Российским союзом туриндустрии в 2006 г., основными причинами, препятствующими развитию въездного туризма, можно назвать следующие:
- рост цен на основные услуги, входящие в турпакет для иностранных туристов;
- недостаточность рекламы;
- дефицит современных гостиниц туристского класса;
- дефицит современных автобусов, предназначенных для обслуживания туристских пассажироперевозок;
- дефицит необходимой для зарубежных туристов информации на иностранных языках (карт, буклетов, уличных указателей и т.д.);
- опасения туристов стать жертвами террористических актов;
- неразвитость индустрии развлечений;
- криминогенная ситуация в стране;
- высокая стоимость туристских виз в Россию, сложность процедуры их оформления для иностранцев;
- неадекватное поведение и злоупотребления в отношении иностранных туристов со стороны сотрудников милиции, таможни, пограничников.
Как видно из данного списка, большинство проблем носит системный характер и может решаться только путем проведения долгосрочной целенаправленной политики. Так, например, положительный имидж создается годами, но и приносит весьма высокие дивиденды.
Кроме того, многие проблемы взаимосвязаны между собой. Так, например, неразвитость туристской инфраструктуры (туристских гостиниц, туристских транспортных средств, источников туристской информации) приводит к малоэффективному использованию туристских ресурсов, недостаточному развитию индустрии развлечений туристов, к неперспективности рекламной кампании и наоборот: недостаточная реклама туристского потенциала уменьшает потенциальный туристский поток, что приводит к неэффективности вложений в гостиницы и так далее.
Решение данных взаимосвязанных проблем носит комплексный характер, что требует разработки единой программы. Такой подход позволяет проводить общую целевую, градостроительную и инвестиционную политику.
Единая программа обеспечит согласованное, взаимоувязанное и устойчивое комплексное развитие туристско-рекреационных зон Восточного административного округа Москвы на основе планомерной реализации единой системы инвестиционных и управляющих решений, максимально обеспечивающей туристско-рекреационные, градостроительные и финансовые интересы города. Планомерность и единство развития туристско-рекреационных зон достигаются благодаря сведению в единую структуру всего комплекса отношений и мероприятий в этой сфере. Такой подход позволяет проводить общую целевую, градостроительную и инвестиционную политику в туристско-рекреационной зоне в целом, реализуя ее на каждом осваиваемом участке (объекте), и обеспечивает возможность планирования процесса реализации Программы, включая все стадии - от предпроектной и проектной подготовки до эксплуатации и получения дохода.

III. Характеристика и прогноз развития
сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
без использования программно-целевого метода

Туристский потенциал столицы и, в частности, Восточного административного округа используется не в полном объеме и недостаточно эффективно. Дальнейшее развитие туристской отрасли возможно только при активной государственной поддержке по целому ряду направлений. Отказ от программно-целевого метода будет означать рассогласование в цепи мероприятий по развитию туристской деятельности в Восточном административном округе и в городе в целом. Это приведет к падению темпов развития и к значительному снижению эффективности туристической деятельности.

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ
и рисков, возникающих при различных вариантах
решения проблемы

В качестве возможных вариантов решения проблемы рассматриваются три варианта реализации Программы.
Первый вариант предусматривает развитие и эксплуатацию туристско-рекреационных зон Восточного административного округа за счет бюджетных средств.
Преимущество данного подхода заключается в возможности полного контроля городом всех структур туристско-рекреационных зон Восточного административного округа и всех доходов от дальнейшей эксплуатации.
Основные риски реализации этого варианта связаны со сложностью привлечения необходимых объемов бюджетного финансирования из-за ограниченности бюджетных средств и с недостаточно эффективной эксплуатацией объектов туристско-рекреационных зон Восточного административного округа.
Второй вариант предусматривает отказ от городской финансовой поддержки развития туристско-рекреационных зон Восточного административного округа в пользу привлечения только частных инвестиций.
Реализация этого варианта потребует минимальных вложений, однако представляется маловероятным привлечение частных инвестиций в реконструкцию/реставрацию малодоходных объектов туристского показа, без которых развитие туристско-рекреационных зон Восточного административного округа невозможно. Изменение же вида использования данных объектов в целях увеличения их эффективности может противоречить интересам города в целом и интересам развития туристско-рекреационных зон Восточного административного округа в частности.
Третий вариант предусматривает концентрацию бюджетных средств на реконструкции/реставрации объектов показа, проведении единой рекламно-информационной политики, создание условий для развития туристской инфраструктуры, привлечение, поддержку и координацию действий по привлечению частных инвестиций в коммерчески привлекательные объекты туристско-рекреационных зон Восточного административного округа.
Реализация этого варианта позволит сохранить контроль города над памятниками туристского показа, многие из которых являются памятниками истории, культуры и архитектуры, наиболее эффективно использовать туристский потенциал округа, создать наиболее эффективную систему поддержки и координации туристской деятельности на территории округа и города в целом, развить механизмы частногосударственного партнерства, обеспечить привлечение новых инвесторов к участию в реализации Программы.
Основной риск реализации этого варианта связан с возможным недофинансированием Программы, а также с возможным созданием неприемлемых для интересов города и его жителей видов деятельности по объектам, для финансирования которых привлекаются частные инвестиции. Этот риск может быть сведен к минимуму путем организации управления реализацией Программы, обеспечивающей обоснованную разработку и отбор проектов с учетом рыночной конъюнктуры, а также строгий оперативный контроль за ходом выполнения мероприятий Программы и ее результатами.
Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее эффективным и реализуемым является последний из рассмотренных вариантов, который позволяет при приемлемых затратах бюджетных средств и привлечении частных инвестиций в объекты туристской инфраструктуры обеспечить решение поставленной проблемы при допустимой степени риска.

V. Предложения по целям и задачам Программы, целевым
индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход
реализации целевой программы по годам

Основными целями проекта Программы формирования туристско-рекреационных зон Восточного административного округа являются:
- формирование в Восточном административном округе и в городе в целом конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли;
- повышение эффективности использования туристских ресурсов Восточного административного округа;
- увеличение доходов городского бюджета от туристической деятельности;
- приток инвестиций в округ;
- создание новых рабочих мест;
- развитие условий для отдыха жителей округа и города, развитие социальных контактов, связей между людьми;
- сохранение и/или восстановление исторических объектов, расположенных на территории Восточного административного округа, включая ландшафтные.
Целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценивать ход реализации целевой программы по годам, можно разбить на следующие группы:
- экономические (объемы финансирования работ, объемы привлеченных инвестиций, ввод в эксплуатацию экскурсионных маршрутов и других туристических программ, ввод в эксплуатацию запланированных к коммерческому использованию площадей, увеличение рабочих мест);
- градостроительные (проведение строительных, реставрационных и реконструкционных работ);
- исторические (восстановление, сохранение и реставрация объектов исторического наследия, организация осмотра/показа данных объектов);
- социальные (увеличение количества рабочих мест, организация мероприятий по проведению отдыха населения);
- туристские (увеличение туристических потоков, создание благоприятных условий для проведения туристских мероприятий).
Исходя из поставленных целей в рамках выполнения Программы по формированию туристско-рекреационных зон Восточного административного округа необходимо решить комплекс задач, а именно:
разработать градостроительную документацию по объектам туристского показа:
- проведение реконструкции/реставрации объектов туристического показа;
- развитие туристской инфраструктуры;
- продвижение туристско-рекреационных зон Восточного административного округа как туристского продукта;
- создание эффективной системы управления туристско-рекреационными зонами Восточного административного округа и координация отдельных проектов в рамках ТРЗ ВАО.
По времени реализации задачи разбиваются на задачи первой очереди и задачи последующей перспективы.
В рамках данной целевой среднесрочной программы предусматриваются решение задач первой очереди и подготовительные работы по задачам последующей перспективы.
Исходя из принципа минимальности финансовых и временных затрат на подготовку объектов к эксплуатации в первую очередь включено развитие туристско-рекреационной зоны "Сокольническая". В данную зону входят объекты, расположенные на территориях районов Сокольники, Преображенское, Соколиная гора, которые представляют собой наиболее значительную концентрацию памятников истории и культуры округа.
Приоритетное развитие данных территорий позволит наиболее оптимально использовать ресурсы, сконцентрировав усилия и финансы на наиболее перспективном направлении, которое будет служить определенной точкой роста при реализации Программы.

VI. Предложения по источникам финансирования Программы

В Программе предусматривается смешанное (бюджетное и внебюджетное) финансирование мероприятий.
При определении источников финансирования необходимо учитывать, какие задачи выполняются за счет города, а для решения каких привлекаются частные инвестиции.
Общий примененный подход в решении данного вопроса следующий: город производит финансирование объектов показа (формирующих туристский поток, но коммерчески не привлекательных), частные инвесторы финансируют объекты туристской инфраструктуры (коммерчески привлекательные объекты по обслуживанию туристов) (на конкурсной основе).
Финансирование из городского бюджета предусматривается для таких мероприятий, как реконструкция/реставрация объектов показа, создание и проведение рекламно-информационных мероприятий.
Источниками внебюджетных средств являются собственные средства потенциальных инвесторов и привлеченные средства. Предполагается, что внебюджетные средства идут на финансирование объектов туристской инфраструктуры.
Координация и контроль деятельности организаций - исполнителей работ по привлечению и использованию средств внебюджетных источников будут осуществляться государственными заказчиками Программы в отношении мероприятий Программы, относящихся к их сфере ответственности.
Замещение средств внебюджетных источников средствами городского бюджета не допускается.

VII. Предложения по участию органов исполнительной власти
города Москвы в формировании и реализации целевой программы
и предложения по государственным заказчикам и разработчикам
целевой программы

Предлагается определить государственным заказчиком - координатором Программы префектуру Восточного административного округа города Москвы.
Разработчика Программы предполагается выбрать на конкурсной основе.

VIII. Предложения по формам и методам
управления реализацией целевой программы

Программно-целевой метод представляет собой процесс разработки и реализации управленческого решения и предусматривает разработку и выдачу для исполнения заданий (целей, задач) с указанием средств, методов и времени выполнения, с указанием о внешнем или внутреннем контроле промежуточных состояний этого выполнения.
Возможны два варианта управления реализацией Программы.
При первом варианте непосредственное управление реализацией Программы, в том числе организация торгов на право проведения работ по выполнению мероприятий Программы, определение задач и приоритетов развития, уточнение объемов и форм ресурсного обеспечения Программы, включая распределение общего объема выделенных на реализацию Программы средств федерального бюджета, а также оперативный контроль за ходом выполнения работ и эффективностью расходования выделенных средств осуществляются государственным заказчиком - координатором Программы.
При втором варианте для обеспечения оперативного управления реализацией Программы, включая контроль за ходом ее выполнения и эффективностью расходования выделенных средств, создается дирекция Программы, которая создается в установленном порядке Правительством Москвы.

Концепция создания туристско-рекреационных зон
в Восточном административном округе города Москвы

I. Принципы формирования туристско-рекреационного комплекса

Основанием для разработки Концепции создания туристско-рекреационных зон в Восточном административном округе города Москвы (далее - Концепция) являются следующие распорядительные документы: постановление Правительства Москвы от 08.08.2000 № 602 "Об основных положениях Программы развития туризма в г. Москве на период до 2010 года"; постановление Правительства Москвы от 28.01.2003 № 35-ПП "О ходе реализации основных положений Программы развития туризма в городе Москве на период до 2010 года"; постановление Правительства Москвы от 19.07.2005 № 521-ПП "О Концепции создания туристско-рекреационной зоны в Северо-Восточном административном округе города Москвы".
Для изучения предпосылок формирования туристско-рекреационных зон (далее - ТРЗ) необходим анализ целевой аудитории, для которой разрабатывается конкретный туристский продукт, а также анализ туристского ресурса округа и его потенциала, учет целей и приоритетов округа по развитию туризма. Все это дает основания для прогнозирования основных форм туристской деятельности на территории округа и определяет конкретные принципы планирования туристско-рекреационных зон.
Въездной и внутренний туризм определяет разделение туристского контингента на основные группы потребителей туристского продукта. Московский туризм представлен рынком местных потребителей (60-70%) и иностранными туристами (30-40%).
Привлечение иностранных туристов на территорию Восточного административного округа (далее - ВАО) возможно за счет устройства комфортабельных гостиниц, при включении в международные и общегородские туры наиболее значимых объектов показа, а также при разработке уникальных историко-художественных программ. Гораздо более эффективную туристскую группу посетителей объектов ВАО определяет внутренний туризм, как организованный (в составе автобусных экскурсий), так и самодеятельный.
Одну из самых больших групп посетителей, интересующихся объектами истории округа, могут составить москвичи и местные жители, подходящие под определение не туристов, а экскурсантов. Школьные автобусные экскурсии, программы выходного дня, ориентированные на семейный туризм, социальный и спортивный туризм - все эти направления туристской деятельности более адекватны задаче развития туризма на территории отдельных московских округов.
Туристский ресурс округа представляют три группы объектов.
Наибольшей из них являются историко-культурные ресурсы, состоящие из градостроительных ансамблей, отдельных зданий - памятников архитектуры и истории, монастырей, храмов, музеев и историко-художественных заповедников, памятников археологии, городских и загородных усадебных комплексов, научных и промышленных объектов, мемориальных квартир, некрополей, монументов.
Помимо известных памятников истории и культуры - усадеб, дворцов и образцов церковной архитектуры, которыми знаменит округ, необходимо выделить потенциально интересные объекты, которые могут войти в состав проектируемых зон и экскурсий. Это объекты архитектуры и истории советского периода, места, связанные с событиями рубежа XVII-XVIII веков.
Кроме того, сопутствующую группу могут составить здания и сооружения, представляющие историко-культурный и архитектурный интерес. Это комплексы благотворительных учреждений, усадьбы, городская застройка, мосты на Яузе, памятники и монументы, расположенные на территории 16 районов округа.
Вторую группу составляют природные ресурсы - привлекательные ландшафтные зоны, лесопарки, акватории Москвы-реки и ее притоков, отдельные памятники природы, точки панорамного обзора.
Необходимо отметить, что специфику округа определяют зеленые пространства парков: Национальный парк "Лосиный остров", парк "Сокольники", Измайловский лесопарк, парки усадеб "Кусково", "Перово", "Терлецкое" и т.д.
Третьей группой ресурсов округа являются объекты инфраструктуры - театры, кинотеатры, концертные залы, художественные галереи, спортивные сооружения, гостиничные комплексы и т.д.
Только комплексная оценка всех вышеперечисленных туристских ресурсов может дать объективную картину туристского потенциала округа и степень конкурентоспособности туристского продукта, создаваемого на его базе.
Другой составляющей туристской привлекательности территории является туристский потенциал.
Он характеризует значимость и возможность реализации туристского ресурса и выражается в следующих показателях: количество, тематический диапазон, историко-культурная значимость, популярность, степень сохранности объектов показа, развитие сервисного обслуживания (торговые киоски, кафе, гостиницы, туалеты), обеспеченность улично-дорожной сетью, пешеходная и транспортная доступность объектов туристского показа, обеспеченность стоянками для паркирования автотранспорта и т.д.
Туристский ресурс и туристский потенциал определяют характер развития основных форм туристской деятельности на территории округа, к которым может быть отнесено: создание туристско-рекреационных зон, развитие обзорных и тематических экскурсий, включение объектов турпоказа округа в экскурсии и программы общегородского и международного значения.
Для формирования полноценных программ развития туризма необходимы взаимосвязь и развитие всех форм туристской деятельности.
Так, посетители туристско-рекреационных зон в основном экскурсанты и отдыхающие из числа москвичей. Тем не менее в экскурсии и программы, организованные на территории ТРЗ, привлекается и туристский контингент приезжих россиян и иностранных туристов.
К целям организации ТРЗ относятся:
- повышение эффективности использования туристского потенциала ВАО;
- увеличение доходной части городского бюджета;
- приток инвестиций;
- создание новых рабочих мест и повышение благосостояния жителей района;
- отдых жителей района, развитие социальных контактов, связей между людьми;
- реконструкция ландшафтных объектов округа;
- развитие благоустройства и сервисной инфраструктуры в границах туристско-рекреационных зон, формирующего комфортные условия жизни населения близлежащих территорий;
- управление туристской инфраструктурой, создание единого туристского центра;
- формирование условий для развития разнообразных форм спортивного отдыха и семейного туризма (пешеходного, велосипедного, водного, конного и т.д.);
- развитие туристского ресурса, увеличение числа и разнообразие объектов туристского показа;
- увеличение потока посетителей;
- разработка печатной информационной продукции;
- организация торговли сувенирной продукцией, изделиями народных промыслов;
- формирование программ событийного туризма (фестивали, конкурсы, художественно-развлекательные программы, городские праздники и т.д.).
Вместе с тем главная задача формирования ТРЗ - это создание условий для массового посещения, продолжительного пребывания и высокого уровня туристского и сервисного обслуживания посетителей на своей территории, поскольку основные деньги туристы и экскурсанты тратят не на осмотр главных достопримечательностей, а на обслуживание, сервис, приобретение сувенирной продукции и т.д. Развитие данных зон должно осуществляться в рамках программ, утвержденных нормативными документами, с закреплением за ними особого статуса, предоставлением льгот и дотаций, проведением рекламных кампаний.
Обзорные и тематические экскурсии - одна из важнейших, традиционных форм группового туризма. Разработка содержания и тематики экскурсионных маршрутов проводится с учетом основных положений Программы развития туризма в Москве на период до 2010 года, направленных на повышение эффективности использования существующих и вновь вводимых объектов показа.
Формирование туристско-рекреационных зон в округе основывается на базе историко-познавательных экскурсионных маршрутов, отражающих историко-культурные особенности многовекового развития востока Москвы.
Что касается программ обслуживания объектов турпоказа общегородского и международного значения, то, как правило, въездной культурно-познавательный туризм организован крупными туроператорами по известным, опробованным и получившим рекламную поддержку общегородским экскурсионным автобусным маршрутам, работающим преимущественно в летний период.
Данные маршруты имеют свою специализацию и включают наиболее готовые к показу объекты, находящиеся в федеральной или городской собственности. Развитие данного вида туризма будет способствовать повышению имиджа округа. Однако его развитие ограничено целым рядом требований, относящихся как к условиям экспозиционного показа объектов, так и к обеспечению комфорта, безопасности и уровня обслуживания иностранных туристов.

II. Общие методологические подходы

Методологический подход, применяемый в данной Концепции, предусматривает организацию туристско-рекреационного комплекса ВАО в составе ТРЗ, включающих ряд территориально целостных образований, удобных для организации экскурсионных программ и маршрутов, трасс, которые проходят как по территории ТРЗ, так и округа в целом, а также связанных с ними объектов сервисной инфраструктуры и рекреационных пространств, обеспечивающих оптимальное функционирование и развитие ТРЗ.
Цели и задачи формирования туристско-рекреационных зон определяют их состав и следующую последовательность мероприятий по их разработке:
1. Группировка объектов туристского показа и обслуживающей инфраструктуры, определение границ территорий ТРЗ:
- выделение зон локализации или особо значимых зон (территорий ОКН, заповедников, охранных зон);
- выделение главной туристской достопримечательности и системы сопутствующих объектов;
- включение объектов "туристского приближения" (музеи, театры, зрелищные объекты);
- включение зон городской активности (объекты спорта, развлечения, гуляния);
- включение значимых природно-ландшафтных объектов, фрагментов природного комплекса и благоустройства;
- включение объектов сервисной инфраструктуры, обеспечение возможности комплексного обслуживания туристских групп;
- развитие пешеходной доступности и транспортной обслуженности территорий ТРЗ в целом, а также объектов туристского показа.
2. Разработка предложений по организации туристских маршрутов и историко-художественных программ на основании анализа проведенной группировки объектов туристского показа, анализа их значимости, сохранности, тематической связанности и т.д.:
- предложения по формированию тематики маршрутов (историко-краеведческие, экологические, природопознавательные и т.д.);
- предложения по видам маршрутов (пешеходные, водные, конные программы, велосипедные с использованием аудиогида или навигатора, специализированного транспорта и мини-транспорта и т.д.);
- предложения по формированию или дальнейшему развитию особого туристского продукта, относящегося к:
а) событийному туризму (культурно-массовые акции, события, зрелища и т.д.);
б) этнографическому туризму (организация и проведение народных праздников, организация мастер-классов народных промыслов, продажа изделий народных промыслов и т.д.);
в) культурно-просветительскому туризму (организация центра для экспозиций, выставок и вернисажей);
г) музейному туризму;
д) религиозному и иным видам туризма.
Характер расположения объектов туристского показа в составе намеченных границ туристских зон, маршруты разработанных экскурсий и места возможного проведения программ, а также наличие утвержденных проектов планировки и другой градостроительной документации дают основание для разработки предложений по режимам использования (функциональному зонированию) территорий ТРЗ:
а) зонирование в соответствии с формами времяпрепровождения:
- территории преимущественно историко-краеведческих пешеходных маршрутов;
- территории преимущественно экологических и природопознавательных маршрутов;
- особо охраняемые природные территории (специальные маршруты);
- территории особо охраняемых "эталонных экосистем" в составе Национального парка "Лосиный остров" (научный туризм);
- территории обслуживания, проведения выставок и художественных программ, места размещения зрелищных и развлекательных сооружений;
- территории преимущественно активного отдыха (спортивные площадки, зоны конных, велосипедных программ и т.д.);
- территории со смешанным туристско-рекреационным зонированием;
б) предложения по выделению в составе ТРЗ:
- озелененных, слабозастроенных пространств долин малых рек, городских бульваров и скверов, обеспечивающих природно-пространственную связь территорий ТРЗ;
- территорий в границах ТРЗ, подлежащих реабилитации, в целях развития рекреационных функций и формирования комфортных условий жизни населения;
- территорий в границах ТРЗ, подлежащих реабилитации, в целях формирования инфраструктуры обслуживания;
- территорий, занимаемых организациями, деятельность которых не связана или противоречит режиму сохранения и содержания территории объекта культурного наследия или особо охраняемой природной территории в составе ТРЗ (предлагается к выводу или реабилитации в целях развития туристско-рекреационных функций);
в) предложения по формированию входных групп на территории ТРЗ:
- площадки при входе на объекты показа, обеспечивающие оптимальные условия туристского обслуживания (места расположения мобильных или стационарных информационных стендов, билетных касс, киосков с сувенирной и печатной продукцией, кафе, киосков мороженого, туалетов и т.д.);
- места главных входов на территории ТРЗ;
- места размещения информационных центров ТРЗ.
Предложения по развитию зон локализации объектов культурно-бытового обслуживания и сервисной инфраструктуры, а также предложения по развитию системы транспортного обслуживания туристов включают в себя:
- основную трассу движения туристского автотранспорта;
- второстепенные трассы, обеспечивающие доступ к отдельным объектам и группам объектов ТРЗ;
- зоны локализации объектов культурно-бытового обслуживания и сервисной инфраструктуры.

III. Предпосылки создания туристско-рекреационных зон

Основными предпосылками создания туристско-рекреационной зоны на территории Восточного административного округа являются высокий историко-культурный потенциал территории, представленный значительным количеством объектов туристского показа, а также широкий тематический диапазон объектов туристского интереса, позволяющий создавать разноплановые экскурсионные маршруты и художественно-развлекательные программы.
Основные критерии включения объектов туристского показа в формируемые на территории ВАО туристско-рекреационные зоны:
- популярность объекта туристского показа;
- включенность объекта в общегородские туристские маршруты, экскурсии и другие туристские программы;
- пешеходная и транспортная доступность, в том числе обеспеченность стоянками;
- возможность массового посещения объекта;
- обеспеченность объектами сервисного обслуживания (торговые киоски, информационные центры, кафе, гостиницы, туалеты);
- включенность в видовые раскрытия и пейзажи, возможность панорамного обзора с дальних и ближних точек;
- близость к зонам городской активности (объектам спорта, развлечения, гуляния), возможность комплексного обслуживания туриста;
- историко-культурная значимость (историко-мемориальная насыщенность, архитектурная значимость, эстетическая ценность);
- высокая степень сохранности объектов туристского показа.
В состав туристско-рекреационных зон включаются объекты туристского показа:
- усадебные комплексы;
- культовые сооружения;
- ценный природный ландшафт, городские парки;
- общественные жилые здания и комплексы, представляющие выдающиеся архитектурные сооружения;
- выдающиеся промышленные здания и комплексы, инженерные сооружения;
- мемориальные объекты, монументы и некрополи;
- музеи.
В территории объектов инфраструктуры обслуживания входят:
- торгово-развлекательные центры;
- предприятия общественного питания (рестораны, кафе);
- выставочные залы, галереи, клубы;
- театры, кинотеатры, концертные залы;
- гостиницы;
- спортивные сооружения (конно-спортивные базы, стадионы, крытые спортивные сооружения, бассейны, катки, теннисные корты, лыжная база);
- дельфинарий;
- аптеки, поликлиники, больницы;
- отделения связи, отделения милиции;
- туалеты.

IV. Формирование туристско-рекреационных зон в Восточном
административном округе

Проведенный анализ зон концентрации объектов туристского интереса, а также анализ связанных с ними объектов "туристского приближения" (музеи, театры, зрелищные объекты), выделения зон городской активности (объектов спорта, развлечения, гуляния), природно-ландшафтных объектов, фрагментов благоустройства и природного комплекса, объектов сервисной инфраструктуры и транспортного обслуживания позволили выделить четыре туристско-рекреационные зоны округа, включающие в себя территории, отличающиеся целостностью градостроительной среды и представляющие историко-культурный интерес.
Туристско-рекреационная зона I - "Лосиноостровская" включает в себя территорию Национального природного парка "Лосиный остров" и представляет собой единое туристское пространство, характеризующееся прежде всего экологической направленностью маршрутов и ориентированное на рекреационные функции.
Туристско-рекреационная зона II - "Сокольническая" включает туристские территории "Сокольники", "Стромынка", "Преображенское-Семеновское", "Черкизово", концентрирующие наиболее значительную часть памятников истории и культуры округа.
Туристско-рекреационная зона III - "Измайловская" включает туристские территории "Дворцовый ансамбль "Измайлово", "Измайловский ПКиО", "Терлецкое-Ивановское".
Данная зона представляет собой единое туристское пространство, специфика которого состоит в достаточно четком разделении на историко-культурное и природно-экологическое использование территории. "Дворцовый ансамбль "Измайлово" включен в программу "Венок русских усадеб".
Туристско-рекреационная зона IV - "Кусковская" включает туристские территории "Кусково-Перово" и "Косино", которые также обладают уникальной спецификой. Усадьба "Кусково" включена в состав туристских объектов программы "Венок русских усадеб".
Структура ТРЗ ВАО представлена на рисунке 1 (не приводится).

Рисунок 1. Предложения по структуре туристско-рекреационных
зон Восточного административного округа

Рисунок не приводится.

Основу каждой из зон составляют уникальные архитектурные и садово-парковые комплексы, отражающие значительнейшие вехи в истории развития московского градостроительства и архитектуры. Эти уникальные объекты определяют своеобразие Восточного административного округа и составляют его отличительные черты по сравнению с другими районами города.
На территории зон были определены территории, отводимые под:
- преимущественно историко-краеведческие пешеходные маршруты;
- преимущественно экологические и природопознавательные маршруты;
- особо охраняемые природные территории (специальные маршруты);
- территории особо охраняемых "эталонных экосистем" в составе Национального парка "Лосиный остров" (научный туризм);
- территории обслуживания, проведения выставок и художественных программ, места размещения зрелищных и развлекательных сооружений;
- территории преимущественно активного отдыха (спортивные площадки, зоны конных, велосипедных и т.д.);
- территории со смешанным туристско-рекреационным зонированием.
Выделены площадки для формирования входных туристских групп и места расположения единых информационных центров. Предложения по созданию ТРЗ на территории округа представлены на рисунке 2 (не приводится).

Рисунок 2. Предложения по созданию туристско-рекреационных
зон на территории Восточного административного
округа Москвы

Рисунок не приводится.

В соответствии со спецификой зон на их территории были намечены экскурсионные маршруты, преимущественно пешеходные, с включением водных прогулок (Косино), велосипедных маршрутов с использованием аудиогида, конных маршрутов и программ, а также маршрутов с использованием специального и мини-транспорта.

V. Предлагаемые туристские маршруты

Многогранно и всесторонне представить туристский потенциал территорий Восточного административного округа позволяет принципиально новый подход к формированию туристских маршрутов, разработанный в рамках данной Концепции.
Экскурсионные маршруты на территории Восточного административного округа предлагается дифференцировать следующим образом:
- по общегородской значимости (фрагменты общегородских маршрутов и программ, проходящих по территории округа (программа "Венок русских усадеб"), обзорные маршруты по округу, специализированные маршруты, предлагаемые к включению в Реестр городских экскурсионных и экскурсионно-художественных туристских программ, тематические маршруты по округу, специальные маршруты в границах ТРЗ);
- по характеру осмотра (видам транспортного обслуживания: с использованием железнодорожных ретропоездов, автобусные, с использованием мини-транспорта, пешеходные, водные, велосипедные, конные программы).
Необходимо рассмотреть вопросы дальнейшей эксплуатации маршрутов, а именно:
- подготовка тур-операторов, гидов-переводчиков и экскурсоводов для работы на туристских маршрутах ВАО;
- введение экскурсионных маршрутов округа в Реестр городских экскурсионных программ;
- обеспечение действенной рекламы и продвижение нового туристского продукта на туристском рынке столицы и страны в целом, проведение целевых информационно-рекламных кампаний в местах концентрации туристов;
- создание и продвижение Интернет-сайта "Туризм ВАО";
- создание программы информационного обмена с предприятиями, входящими в систему сервисного обслуживания туристских маршрутов.
Эти мероприятия приобретают особую важность в период создания в Москве единого системного подхода к развитию информационно-экскурсионной работы, что позволит обеспечить своевременную подготовку и аккредитованную деятельность гидов-переводчиков и экскурсоводов уже на первом этапе реализации Программы, а также будет способствовать дополнительному рекламному обеспечению проекта, направленному на привлечение внимания к эксклюзивному туристскому потенциалу востока столицы, к самобытности его историко-культурных ценностей, не имеющих аналогов на других территориях города Москвы.
Ниже представлен предлагаемый реестр экскурсионных маршрутов Восточного административного округа с определением характера осмотра объектов (видов транспортного обслуживания) и намечаемых экскурсионно-художественных туристских программ.
Обзорный экскурсионный маршрут по территории ВАО (рисунок 3 - не приводится).

Рисунок 3. Обзорный маршрут по территории округа

Рисунок не приводится.

Разработаны предложения по организации обзорного маршрута с использованием главной туристской трассы, намеченных стоянок, туристских информационных центров (ТИЦ) и входных групп ТРЗ. Маршрут составлен из отдельных тематических блоков, позволяющих при показе уделить внимание специфике развития наиболее значимых объектов туристского показа округа. Начало маршрута - станция метро "Партизанская". Окончание маршрута - станция метро "Сокольники" (ТИЦ).
Маршрут состоит из следующих блоков:
- загородные усадьбы;
- храмы Восточного округа;
- благотворительные заведения;
- дачный отдых и развлечения.
Специализированный экскурсионный маршрут, отражающий специфику округа, "Государи и государыни. Древние вотчины Романовых на востоке старой Москвы" (рисунок 4 - не приводится).

Рисунок 4. Предложения по организации экскурсионного
маршрута "Государи и государыни. Древние вотчины Романовых
на востоке старой Москвы"

Рисунок не приводится.

Интерактивный комбинированный маршрут: автобусная и пешеходная экскурсии с посещением объектов показа, участие в трапезе и костюмированных представлениях.
Данный маршрут предлагается к включению в Реестр городских экскурсионных маршрутов. Он разработан с учетом мемориализации событий, связанных с детскими и юношескими годами Петра I и становлением Русского государства. По трассе маршрута предлагаются многочисленные интерактивные программы. Предусмотрено формирование фирменного стиля данного туристского продукта. Специфика маршрута учитывается при разработке сувенирной и печатной информационной продукции. Одновременно требуется устройство ряда музейных экспозиций и объектов показа по всей трассе маршрута, поскольку при всей богатой истории округа не сохранилось зданий и сооружений - подлинных свидетелей событий эпох Алексея Михайловича и Петра I.
Маршрут может иметь модификации. Он может быть ограничен ТРЗ "Сокольники" или быть распространен на другие ТРЗ ВАО и даже территории других округов. Начало маршрута - наземный павильон станции метро "Сокольники".
Начинаясь экскурсией по Лефортово (сбор группы - станция метро "Авиамоторная") и Немецкой слободе (сбор группы - станция метро "Бауманская"), маршрут "Государи и государыни. Древние вотчины Романовых на востоке старой Москвы" может быть включен в систему общегородских маршрутов.
Маршрут состоит из следующих блоков:
- пешеходный маршрут по парку "Сокольники";
- пешеходный маршрут по парку "Старая Москва";
- костюмированная интерактивная программа "Царская охота" на Ширяевом поле;
- посещение экспозиции, посвященной комплексу Старо-Преображенского дворца (Колодезный пер., 2а);
- загородный царский дворец в с. Покровском-Рубцове (ул. Гастелло, 44);
- автобусная экскурсия по Семеновскому, Ново-Преображенскому дворцу;
- пешеходный маршрут по Измайловскому острову, "Город мастеров";
- участие в костюмированной интерактивной программе "Потешные сражения" (петровские ретраншементы).

Тематические маршруты

Тематические маршруты представлены объектами туристского показа, объединенными по традиционной для экскурсионной деятельности тематике: усадьбы, культовые сооружения, архитектура советского периода, общественные и жилые сооружения, мемориальные сооружения, городские парки (ценный природный ландшафт), промышленные комплексы.
Они рассчитаны на аудиторию, интересующуюся определенными этапами и спецификой развития округа в целом. В арсенале экскурсионных программ округа необходимо иметь общие разработки тематических маршрутов, позволяющие при необходимости разрабатывать конкретные варианты и модификации.
Представлены полные версии экскурсий, однако состав объектов может быть изменен.
Тема 1 "Старинные усадьбы на востоке Москвы" (рисунок 5.1 - не приводится).

Рисунок 5.1. Усадебные комплексы

Рисунок не приводится.

Маршрут предназначен для интересующихся историей дворянской культуры России, а также для широкого круга туристов.
В число объектов могут входить:
- Дворцовая усадьба "Измайлово", XVII-XIX вв.;
- Усадьба И.Л. Динга, 1902-1903 гг.;
- Усадьба Голицыных-Терлецких "Гиреево", XVII - кон. XVIII вв.;
- Усадьба "Ивановское", XVII в., кон. XVIII - нач. XIX вв., 1990-е гг.;
- Усадьба "Кусково", XVI - нач. XX в.;
- Загородный царский дворец в с. Покровском-Рубцове, 1737-1739 гг., 1752 г.;
- Деревянный дом усадьбы кон. XIX - нач. XX вв.;
- Усадьба Голицыных "Перово", кон. 1680-х гг., 1690-1708 гг., 1747 г.
Тема 2 "Монастыри и храмы Восточного округа" (рисунок 5.2 - не приводится).

Рисунок 5.2. Культовые сооружения

Рисунок не приводится.

Маршрут предназначен для туристов, интересующихся историей религии, а также специалистов в области культовой архитектуры.
В число объектов могут входить:
- Церковь Дмитрия Солунского в Благушенской роще, 1908-1911 гг.;
- Церковь Рождества Христова в Измайлове, 1689-1690 гг., 1730-е гг.;
- Церковь Спаса Преображения в Богородском, 1880-е гг., 1897-1898 гг.;
- Часовня на Богородском кладбище, 1907 г.;
- Церковь Воскресения Христова в Сокольниках, 1909-1913 гг.;
- Церковь Илии Пророка в Черкизове, 1690 г., 1883 г., 1899 г.;
- Церковь Успения Богородицы в Вешняках, 1644-1646 гг., 1655-1657 гг., 1734 г., кон. XIX - нач. XX вв.;
- Церковь Святителя Николая в Косине, сер. XVIII в.;
- Церковь Успения в Косине, 1818-1823 гг.;
- Церковь Свято-Тихвинская в Косине, 1986 г.;
- Церковь Соловецких Чудотворцев Зосимы и Савватия в Гольяново, 1842 г.;
- Церковь Тихона Задонского на Ширяевом поле, 1862-1863 гг., 1875 г.;
- Церковь Вознесения Христова на бывшем Семеновском кладбище, 1855 г.;
- Церковь Святого Великомученика Дмитрия Солунского, 1996 г.
Тема 2-А "Старообрядчество". Маршрут предназначен для туристов, интересующихся историей старообрядческой церкви.
В число объектов могут входить:
- Комплекс Преображенского старообрядческого кладбища, 1771 г., 1780-е или 1805 г., нач. XIX в., 1856 г., 1876-1879 гг., 1912-1913 гг.;
- Городская усадьба Г.К. Горбунова, попечителя Преображенской старообрядческой общины, 1905-1906 гг., 1908 г., 1911 г.
Тема 3 "Заводские окраины старой Москвы: промышленные здания и комплексы, инженерные сооружения Восточного округа" (рисунок 5.3 - не приводится).

Рисунок 5.3. Промышленные здания и комплексы,
инженерные сооружения

Рисунок не приводится.

Маршрут предназначен для туристов, интересующихся историей развития российской промышленности, науки и техники.
В число объектов могут входить:
- Мануфактура Носовых, 1829 г., 1844 г., 1860-е гг.;
- Административное здание текстильной фабрики, 1730-1750-е гг., 1794 г., 1880-е гг.;
- Комплекс фабрики товарищества "Проводник", 1916 г.;
- Завод "Красный богатырь", 1887 г.;
- Сокольнический трамвайный парк, 1905 г.;
- Ново-Сокольнический трамвайный парк, нач. XX в.;
- Трамвайная электростанция, 1912 г.;
- Здание бывшего завода "Гном Рон", 1912 г.;
- Бывшая фабрика компании Раузер Вибер, кон. XIX - нач. XX вв.;
- Корпуса бывшей фабрики Пфейфера, 1865 г.;
- Косинская трикотажная фабрика, 1889 г.;
- Завод холодильного машиностроения "Компрессор", 1869 г.;
- Павильоны станций малого кольца Московской железной дороги, станции Белокаменная, 1903-1908 гг.;
- Сокольническая полицейская часть с каланчой, 1881-1884 гг.;
- Казармы военного ведомства, 1897 г., 1900 г.
Тема 4 "О прошлом и настоящем: музеи Восточного округа" (рисунок 5.4 - не приводится). Маршрут предназначен для туристов, чьи интересы лежат в области истории, отечественной словесности, живописи, скульптуры, кинематографа и театра.

Рисунок 5.4. Музеи

Рисунок не приводится.

В число объектов могут входить:
- Выставочный зал-музей "Измайлово" в Мостовой башне ансамбля усадьбы на Измайловском острове, посл. треть XX в.;
- Московский государственный музей В. Сидура, 1990-е гг.;
- Музей наивного искусства, 1990-е гг.;
- Музей творчества аутсайдеров, 1995 г.;
- Музей М.И. Шолохова, 2004 г.;
- Музей на Кусковском химическом заводе, где хранятся лабораторное оборудование и личные вещи Д.И. Менделеева;
- Исторический музейный комплекс "Запасной командный пункт Верховного Главнокомандующего Красной Армии И.В. Сталина, 1930-е гг., 1996 г.;
- Музей керамики в усадьбе "Кусково" (здание оранжереи).
Тема 5 "Зеленое богатство Москвы: ценный природный ландшафт и городские парки" (рисунок 5.5 - не приводится).

Рисунок 5.5. Ценный природный ландшафт, городские парки

Рисунок не приводится.

Маршрут предназначен для любителей пеших и конных прогулок, отдыха на природе.
В число объектов входят:
- Измайловский ПКиО, 1930 г.;
- Лесная часть дворцовой усадьбы "Измайлово", XVII в., нач. XVIII в., XIX в., XX в.;
- Парк "Сокольники" с системой прудов, XVIII-XX вв.;
- Парк бывшей Митрополичьей дачи в Черкизове, вт. пол. XVIII в., 1990 г.;
- Лесной массив Национального парка "Лосиный остров", XVIII-XX вв.;
- Черкизовский парк, втор. пол XVIII в. - XX в.;
- Сад-сиренгарий, 1975 г.;
- Озера ледникового происхождения (Святое, Белое, Черное).
Тема 6 "Такая разная Москва... Общественные и жилые здания и комплексы Восточного округа" (рисунок 5.6 - не приводится).

Рисунок 5.6. Общественные и жилые здания и комплексы

Рисунок не приводится.

Маршрут предназначен для туристов, интересующихся историей развития социальных учреждений в дореволюционной России, а также для туристов, интересующихся историей архитектуры.
В число объектов могут входить:
- Николаевская военная богадельня на Измайловском острове дворцовой усадьбы "Измайлово", 1830-е гг.;
- Загородный царский дворец в с. Покровском, перестроенный для Покровской общины сестер милосердия, 1872 г.;
- Больница 300-летия дома Романовых, 1913 г.;
- Коронационное убежище (Дом призрения И.Д. Баева), 1901 г.;
- Больница для хронических больных им. братьев Бахрушиных, 1884-1887 гг., 1890-1892 гг., 1908 г., 1913 г.;
- Богадельня Екатерининская, 1785 г.;
- Преображенская психиатрическая больница, 1809 г.;
- Детская больница Святого Владимира, 1876 г., 1883 г.;
- Сокольническая больница, 1903 г.;
- Богадельня им. братьев Боевых, 1894 г.;
- Городское училище им. А.С. Пушкина, кон. XIX в.;
- Дом культуры им. В.И. Ленина Московско-Рязанской железной дороги, 1928-1930 гг.;
- Клуб фабрики "Буревестник", 1929-1930 гг.;
- Кинотеатр "Родина", 1934-1938 гг., 2003 г.;
- Клуб им. И.В. Русакова, 1927-1929 гг.;
- Конно-спортивная школа в Измайлово, 1935 г.;
- Административный корпус Прожекторного завода, 1935 г.;
- Корпус туберкулезного санатория, 1920-е гг.;
- Дворец культуры, 1950-е гг.;
- Станции метрополитена: "Сокольники", 1935 г., "Электрозаводская", 1944 г., "Семеновская", 1944 г., "Партизанская", 1944 г.;
- Комплекс жилых домов "Колодезный", 1927-1929 гг.;
- Комплекс жилых домов "Матросская тишина", 1929-1930 гг.;
- Жилой поселок "Восточный", 1937-1938 гг.;
- Водопроводная станция поселка "Восточный" (Сталинская водопроводная станция), 1937-1938 гг., 1947 г.;
- Дом культуры МЭЛЗ, 1903 г.
Тема 7 "Новое время: архитектура советского периода, 1920-1960-х гг." (рисунок 5.7 - не приводится). Маршрут предназначен для туристов, интересующихся историей архитектуры.

Рисунок 5.7. Ценные объекты 1920-1960 гг.

Рисунок не приводится.

В число объектов могут входить:
- Клуб фабрики "Буревестник", 1929-1930 гг., арх. К. Мельников;
- Станция метрополитена Сокольнической линии "Сокольники";
- Дом коммунальников им. И.В. Русакова, 1927-1929 гг., арх. К. Мельников;
- Комплекс жилых домов "Колодезный", 1929 г., арх. А. Жуков;
- Матросский мост на Яузе, 1956 г., арх. Г.Г. Шахов;
- Комплекс жилых домов "Преображенский вал", 1930 г., арх. Г. Мапу;
- Станция метрополитена Арбатско-Покровской линии "Партизанская", 1944 г., арх. Б.С. Виленский при участии Л. Григорьева, Л. Шагуриной, скульптор М.Г. Манизер, художник А.Д. Гончаров;
- Исторический музейный комплекс "Запасной командный пункт Верховного Главнокомандующего Красной Армии И.В. Сталина периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.";
- Административный корпус Прожекторного завода, 1935 г., арх. В.Я. Мовчан;
- "Красный дом в Новогиреево" (дом с мастерскими художников). Здесь жили и работали В.А. Фаворский, И.С. Ефимов, Н.Я. Симонович-Ефимова, 1930-е гг.;
- Жилой поселок Восточный, 1937-1938 гг. Планировка поселка арх. Гераскина;
- Комплекс жилых домов "Матросская тишина", 1927-1929 гг., арх. М. Мотылев; арх. А. Потапов, Т. Ларионов, Г. Вульфсон, А. Волков.

Экскурсионные маршруты

На территориях ТРЗ были разработаны варианты локальных маршрутов и программ, позволяющих разнообразить туристское предложение за счет привлечения гидов, разработки программ аудиогидов и навигаторов. Большинство из них являются пешеходными, часть предполагает использование спецтранспорта (ретропоезда) или устройство конных и велосипедных трасс.
Предложения по организации экскурсионных маршрутов в границах туристской территории "Сокольники" (рисунок 6.1 - не приводится).

Рисунок 6.1. Предложения по организации экскурсионных
маршрутов в границах туристской территории "Сокольники"

Рисунок не приводится.

Маршрут № 1 "Сказки старого парка". Экологический пешеходный экскурсионный маршрут. Прошлое Сокольничьей рощи: традиции птичьей охоты, породы птиц, заповедные леса царской вотчины; соколиный двор Алексея Михайловича, современная планировка Сокольнического парка, дендрологические аллеи; розарий, пруды.
По окончании маршрута участникам экскурсии предлагаются легкая закуска и напитки.
Маршрут № 2 "Темные аллеи". Экологический комбинированный экскурсионный маршрут с осмотром объектов показа: дендрологические аллеи парка, Золотой пруд, осмотр дач С.П. Афанасьева, А.Я. Перлова (особая тематика маршрута - садово-парковое искусство конца XIX - начала XX вв.), Путяевские пруды, "Лабиринт". Возвращение на мини-транспорте. Маршрут может включать катание на лошадях от конюшен до Путяевских прудов.
Маршрут № 3 "Сокольники дачные". Интерактивный комбинированный экскурсионный маршрут - экскурсия на внутреннем транспорте, пешеходная прогулка с посещением объектов показа: гуляния москвичей в Сокольниках, павильоны, пикники, культурная жизнь Сокольников, участие в чаепитии.
Маршрут № 4 "По тенистым аллеям старого парка". Индивидуальный велосипедный маршрут, возможен осмотр объектов показа с аудиогидом.
Маршрут № 5. Специальный конный маршрут. Индивидуальный конный маршрут, возможен осмотр объектов показа с аудиогидом.
Предложения по организации экскурсионных маршрутов в границах туристской территории "Черкизово" (рисунок 6.2 - не приводится).

Рисунок 6.2. Предложения по организации экскурсионных
маршрутов в границах туристской территории "Черкизово"

Рисунок не приводится.

Маршрут № 1 "Древняя вотчина Чудова монастыря". Пешеходный экскурсионный маршрут с посещением объектов показа: древняя история села, монастырское хозяйство в Черкизово, царские богомолья, охота, церковь Ильи Пророка, Митрополичья дача, могила И.Я. Корейши.
Маршрут № 2. Велосипедный маршрут. Возможен осмотр объектов показа с аудиогидом.
Маршрут № 3 "Старинный парк Архиерейской дачи". (интерактивный природно-экологический маршрут: пешеходная прогулка по аллеям Черкизовского парка, Чудов монастырь и его вотчина, участие в монастырской трапезе).
Предложения по организации экскурсионных маршрутов в границах туристской территории "Стромынка" (рисунок 6.3 - не приводится).

Рисунок 6.3. Предложения по организации туристских
маршрутов в границах туристской территории "Стромынка"

Рисунок не приводится.

Маршрут № 1 "По древней Стромынской дороге...".
Экскурсионный маршрут на туристском микроавтобусе с осмотром объектов показа.
Предложения по организации экскурсионных маршрутов в границах туристской территории "Кусково" (рисунок 6.4 - не приводится).

Рисунок 6.4. Предложения по организации экскурсионных
маршрутов в границах туристской территории "Кусково-Перово"

Рисунок не приводится.

Маршрут № 1 "Подмосковная резиденция Шереметьевых".
Пешеходный экскурсионный маршрут с посещением объектов показа: Дворец (Государственный музей керамики), Храм Происхождения Честных Древ Креста Господня, кухонный флигель, грот, "Голландский домик", "Итальянский домик", Эрмитаж, Большая каменная оранжерея, "Швейцарский домик", "Американская" оранжерея, "Кусково" - родовое владение Шереметьевых.
Маршрут № 2 "По тропинкам Кусковского парка".
Интерактивный пешеходный экологический экскурсионный маршрут с посещением объектов показа, угощением, костюмированным представлением.
Маршрут № 3. Индивидуальный велосипедный маршрут.
Возможен осмотр объектов показа с аудиогидом.
Предложения по организации экскурсионных маршрутов в границах туристской территории "Измайловский ПКиО" (рисунок 6.5 - не приводится).

Рисунок 6.5. Предложения по организации туристских
маршрутов в границах туристской территории "ПКиО "Измайлово"

Рисунок не приводится.

Маршрут № 1 "Государев двор на Измайловском острове".
Интерактивный комбинированный экскурсионный маршрут: пешеходный маршрут с посещением объектов показа на территории исторического музейного комплекса; лодочная прогулка по Серебряно-Виноградному пруду, угощение, костюмированное представление.
Маршрут № 2 "Измайловский ПКиО им. Сталина: культурный досуг москвичей в 1930-е гг.".
Интерактивный комбинированный экскурсионный маршрут на территории Измайловского ПКиО (ПКиО им. Сталина), пешеходный маршрут, лодочная прогулка по Круглому пруду, угощение, конкурсная программа.
Маршрут № 3 "Старинные усадьбы Подмосковья".
Пешеходный экскурсионный маршрут с осмотром объектов показа - загородной усадьбы Голицыных-Терлецких "Гиреево".
Маршрут № 4 "Заповедное Измайлово".
Пешеходный природно-экологический маршрут по территории Измайловского лесопарка.
Маршрут № 5 "От потешных походов - к великим победам".
Пешеходный познавательный маршрут по территории Измайловского лесопарка: потешные сражения, уникальные фортификационные укрепления в Измайловском парке, первые победы юного Петра, новые принципы формирования русской армии, осмотр объектов показа - Петровские ретраншементы.
Маршрут № 6. Конный маршрут.
Маршрут № 7. Велосипедный маршрут.
Предложения по организации экскурсионных маршрутов в границах туристской территории "Косино" (рисунок 6.6 - не приводится).

Рисунок 6.6. Предложения по организации экскурсионных
маршрутов в границах туристской территории "Косино"

Рисунок не приводится.

Маршрут № 1 "Тайны Косинских озер".
Комбинированный маршрут. Пешеходный природно-экологический маршрут (озера ледникового происхождения, легенда Святого озера), водный маршрут.
Маршрут № 2 "Паломничество к Белому озеру".
Комбинированный экскурсионный маршрут. Пешеходная экскурсионная прогулка, водный маршрут.
Предложения по организации экскурсионных маршрутов в границах туристской территории "Лосиный остров" (рисунок 6.7 - не приводится).

Рисунок 6.7. Предложения по организации туристских
маршрутов в парке "Лосиный остров"

Рисунок не приводится.

Маршрут № 1 "По старой просеке".
Пешеходный познавательный маршрут с осмотром объектов показа.
Маршрут № 2 "Заповедный лес".
Пешеходный природно-экологический маршрут.
Маршрут № 3. Велосипедный маршрут. Возможен осмотр объектов показа с аудиогидом. Начало маршрута - платформа Белокаменная (ТИЦ).
Маршрут № 4. Специальный археологический маршрут.
Предложения по организации экскурсионных маршрутов в границах туристской территории "Преображенское-Семеновское" (рисунок 6.8 - не приводится).

Рисунок 6.8. Предложения по организации экскурсионных
маршрутов в границах туристской
территории "Преображенское-Семеновское"

Рисунок не приводится.

Маршрут № 1 "Старое Преображенское".
Пешеходный экскурсионный маршрут с осмотром объектов показа: Преображенское при Алексее Михайловиче, юность Петра I, образование полков нового строя - Преображенского и Семеновского, солдатские слободы, история одной семьи: Носовы.
Маршрут № 2 "Окраины старой Москвы".
Пешеходный экскурсионный маршрут с осмотром объектов показа: развитие промышленности на востоке Москвы, крупнейшие заводы и фабрики, купеческое Преображенское.
Маршрут № 3. Дополнительный пешеходный экскурсионный маршрут, возможен осмотр объектов показа с аудиогидом.

VI. Инфраструктура обслуживания

Принцип создания сервисной инфраструктуры для развития туристской и рекреационной функций на территории округа использует разработанную в составе утвержденного градостроительного плана развития территории ВАО до 2020 года схему развития системы общественных центров и соответствует принятому принципу формирования на территории округа четырех туристско-рекреационных зон. Формируемая система обслуживания направлена на максимальное включение всех районов округа в программу развития туризма и максимальное использование уже существующих объектов культурно-бытового назначения (рисунок 7 - не приводится).

Рисунок 7. Схема размещения объектов сервисной
инфраструктуры для обслуживания проектируемых туристских
зон и туристических маршрутов на территории Восточного
административного округа

Рисунок не приводится.

В связи с этим она имеет многоступенчатую организацию, в состав которой входят:
- основные центры обслуживания, связанные территориально с каждой из проектируемых туристско-рекреационных зон;
- дополнительные центры обслуживания, расположенные вдоль основных транспортных направлений, связывающих туристские зоны между собой;
- крупные, высокого уровня объекты обслуживания или уникальные объекты, требующие специального подъезда.
Наиболее значимым из основных формируемых центров обслуживания является центр Измайловской туристско-рекреационной зоны.
Центр расположен непосредственно в составе ТРЗ на границе Измайловского парка культуры и отдыха, на стыке городской урбанизированной и природной среды. В соответствии с утвержденным проектом планировки общественного центра Измайлово эта территория в дальнейшем превратится в развитую многофункциональную зону городского уровня, в составе которой будут присутствовать самые разнообразные объекты:
- туристско-гостиничный комплекс "Измайлово" на 10000 мест;
- ресторан "Альфа" на 1040 пос. мест;
- ресторан "Бетта" на 260 пос. мест;
- ресторан "Гамма-Дельта" на 500 пос. мест;
- ресторан "Вега" на 955 пос. мест;
- ресторан "Макдоналдс" - 90 пос. мест;
- кафе "Золотая вилка" на 110 пос. мест;
- кафе "Кружка" на 80 пос. мест;
- кафе "Чинар" на 72 пос. места;
- музей олимпийского движения;
- киноконцертный зал "Измайлово";
- казино ООО "Движение";
- развлекательный центр "Адмирал";
- выставочный комплекс;
- центр торговли и ремесел "Русское подворье";
- аквапарк;
- ФОК "Измайлово";
- теннисные корты;
- общественные туалеты.
Центр обслуживания Сокольнической туристско-рекреационной зоны предлагается сформировать у станции метро "Сокольники". Он располагается вдоль пешеходной зоны, связывающей станцию метро и территорию парка культуры и отдыха "Сокольники". В состав центра войдут следующие объекты:
- Дом молодежи "Сокольники" на 300 зрит. мест;
- ресторан-бар "Сокольничий" на 180 пос. мест;
- ресторан "Макдоналдс" на 200 пос. мест;
- гостиница на 1040 мест;
- аптека "36,6";
- магазины;
- общественный туалет.
Центр обслуживания Лосиноостровской туристско-рекреационной зоны предлагается совместить с проектируемым многофункциональным общественным центром у станции метро "Улица Подбельского". В составе центра обслуживания предполагается задействовать следующие существующие и проектируемые объекты:
- ГУК "Выставочный зал "Богородское";
- ресторан ООО "Ростикс" на 68 пос. мест;
- кафе, рестораны быстрого питания (проектируемые) - 410 пос. мест;
- торговый центр (проектируемый);
- фитнес-центр (проектируемый);
- гостиница (проектируемая);
- многозальный кинотеатр (проектируемый);
- торговый комплекс (проектируемый);
- общественный туалет (проектируемый).
Центр обслуживания Кусковской туристско-рекреационной зоны формируется вдоль улицы Вешняковская и связывает станцию метро "Выхино" с территорией парка "Кусково". В состав центра обслуживания включаются существующие и проектируемые объекты:
- Московский театр иллюзии на 169 зрит. мест;
- районный музей боевой славы "Победные дни России", 25 единоврем. пос.;
- танцевальный центр "Энтузиаст" на 211 мест;
- кинотеатр "Энтузиаст" на 784 зрит. места;
- кафе на 70 пос. мест;
- предприятие быстрого питания (проектируемое) на 80 пос. мест;
- океанариум (проектируемый) на 1200 единоврем. пос.;
- общественный туалет.
Дополнительные центры обслуживания, расположенные вдоль основных транспортных маршрутов, связывающих туристские зоны между собой, включают в свой состав: объекты питания, магазины различного назначения, в том числе торговлю сувенирной продукцией, компьютерные справочно-информационные узлы, иногда гостиницы и объекты развлечений. Всего на территории округа предлагается подготовить 10 дополнительных центров обслуживания.

VII. Транспортная инфраструктура

Важнейшим условием развития туристической деятельности на территории Восточного административного округа Москвы является развитие транспортной инфраструктуры, включая транспортно-пешеходные коммуникации, обслуживающие объекты туристского показа.
При разработке предложений по транспортному обслуживанию потоков туристов и рекреантов на территории Восточного административного округа г. Москвы ставились следующие основные цели:
- выявить возможности транспортного обслуживания объектов туристской инфраструктуры исходя из сложившегося и прогнозируемого уровня развития транспортной инфраструктуры;
- разработать предложения по организации транспортного обслуживания прогнозируемых туристских потоков в соответствии с предложениями по развитию туристско-рекреационного комплекса на территории Восточного административного округа.
Организация транспортного обслуживания посетителей объектов туристского показа включает:
- организацию трассы движения туристского автотранспорта и прохождение экскурсионных маршрутов по трассе;
- размещение стоянок для паркирования туристского автотранспорта;
- устройство пешеходных коммуникаций в местах концентрации объектов туристского показа;
- организацию обслуживания туристских потоков массовым пассажирским транспортом.
Маршрут трассы движения туристского автотранспорта представлен на рисунке 8 (не приводится).

Рисунок 8. Предложения по организации специально
обустроенной трассы для туристского автотранспорта
на территории ВАО

Рисунок не приводится.

Продолжительность основной трассы - 36,7 км, вспомогательной - 82,4 км. Трасса проходит по участкам существующей улично-дорожной сети округа, имеет замкнутую конфигурацию и обеспечивает связи между основными зонами концентрации объектов туристского показа, в которых предложено организовать четыре туристско-рекреационные зоны ("Лосиноостровская", "Сокольническая", "Измайловская", "Кусковская").
С основной трассы организуются "челночные" короткие маршруты-ответвления, обеспечивающие доступ к отдельным объектам или группам объектов, расположенным в отдалении от трассы, а также к стоянкам для паркирования туристских автобусов.
Автотранспорт, передвигаясь по трассе, обеспечивает доступность практически всех объектов туристского показа. Трасса "открыта", т.е. имеет выходы на территорию соседних округов города (Северо-Восточный, Юго-Восточный, Центральный), что позволит расширить экскурсионные программы, включив наиболее интересные объекты туристского показа, расположенные на транспортном направлении в соседних округах.
Размещение машиномест для туристского автотранспорта на территории Восточного административного округа производится в условиях острого дефицита территории (рисунок 9 - не приводится).

Рисунок 9. Предварительные предложения по организации
парковок для туристских автобусов, обслуживающих
экскурсионные маршруты на территории ВАО

Рисунок не приводится.

При организации стоянок для туристских автобусов машиноместа размещаются:
а) блоками, вдоль основной трассы движения туристского автотранспорта, за пределами пешеходной доступности объектов посещения.
При таком принципе размещения автобусы подвозят туристов к объекту посещения, высаживают их и отъезжают к месту стоянки, оставаясь на нем в продолжение экскурсии (обеда, ужина, театрального представления и пр.). Ко времени окончания экскурсии автобусы подаются к месту посадки и следуют далее по маршруту.
Такие стоянки предполагается устраивать для обслуживания группы близко расположенных объектов. Вместимость стоянки будет соответственно обеспечивать необходимое количество автобусов, обслуживающих группу объектов. Время передвижения автобуса от стоянки до наиболее удаленного объекта не более 15 мин. с учетом реальной скорости движения автотранспорта на магистрали (30-35 км/ч), т.е. стоянка должна находиться на расстоянии не более 7 км от магистрали. Такие стоянки могут обслуживать и крупные объекты, для посещения которых требуется более 1 часа времени;
б) отдельными машиноместами (по 1-2) у объектов туристского показа, длительность посещения которых составляет 3-40 мин., а пропускная способность объекта не более 1-2 групп одновременно.
Машиноместа для паркирования легковых автомобилей посетителей объектов туристского показа размещаются на приобъектных стоянках, устраиваемых в соответствии с требованиями МГСН 1.01-99.
Для организации пешеходных коммуникаций в местах концентрации объектов туристского показа предлагается:
- сооружение внеуличных пешеходных переходов;
- разработка мероприятий по упорядочению транспортно-пешеходного движения на Семеновской пл., включая устройство подземного пешеходного перехода, светофорное регулирование на Семеновской пл. и другие локальные мероприятия;
- устройство тротуаров и пешеходных дорожек на отдельных участках вдоль Белокаменного шоссе, Яузской аллеи, Лосиноостровской ул., Главной аллеи, Большой Косинской ул., Новоухтомского шоссе, на территории природной зоны Косино-Ухтомское;
- обустройство и ремонт тротуаров и пешеходных дорожек (текущий ремонт, установка малых архитектурных форм, информационных указателей, ограждений) предлагаются вдоль Измайловского проезда, Главной аллеи, Большой Косинской ул., Щелковского шоссе, а также пешеходных подходов к церкви Святителя Тихона Задонского на Ширяевом поле (ПКиО "Сокольники", Майский просек);
- реконструкция и новое строительство тротуаров, освещение, организация пешеходных переходов в одном уровне, разметка, информационное обеспечение пешеходных коммуникаций вдоль трассы продвижения туристского автотранспорта.
Для улучшения обслуживания объектов ТРЗ, расположенных в Косино и пос. Восточный, массовым пассажирским транспортом в выходные дни организовать подвоз пассажиров от ближайших станций скоростного внеуличного транспорта на маршрутных такси.
По трассе МК МЖД предусмотреть организацию туристских маршрутов на ретропоезде и доставку экскурсионных групп в центральную часть Национального парка "Лосиный остров", где в соответствии с данной Концепцией намечено развивать экологический туризм.
Предусмотреть организацию внутризонного транспорта на базе экологически безопасного подвижного состава малой и особо малой вместимости (велорикши, конные коляски, мини-поезда на электрической тяге и т.п.).

VIII. Анализ существующих и прогноз перспективных
туристских потоков на территории ВАО

Прогнозные расчеты величины потока посетителей объектов туристского показа в системе туристско-рекреационной зоны Восточного административного округа Москвы проведены по трем версиям:
версия I - "Инерционный прогноз" - дана оценка ожидаемых размеров туристских потоков в случае, если не произойдет изменений в сфере туристской деятельности в округе;
версия II - "Целевой прогноз". Расчет выполнен в соответствии с основными положениями развития туризма в г. Москве. Целевой прогноз дает варианты (целевые ориентиры), выполнимые при условии активной деятельности по развитию туризма в Восточном административном округе. Версия II разработана в 3 вариантах;
версия III - "Потенциальный спрос". Расчет выполнен с учетом подвижности различных расчетных групп населения с целью проведения досуга и вероятностного распределения этой подвижности при выборе вида досуга и места его проведения.
Результаты расчетов обобщены. Вероятные величины туристских потоков при различных вариантах активизации туристической деятельности в Восточном административном округе представлены на рисунке 10 (не приводится).

Рисунок 10. Ожидаемая динамика туристских потоков
в Восточном административном округе города Москвы

Рисунок не приводится.

IX. Укрупненная экономическая оценка предложений
по формированию ТРЗ ВАО

Укрупненная экономическая оценка предложений формирования туристско-рекреационных зон в Восточном административном округе разработана с целью предоставления объективной аналитической информации о прогнозах реализации Концепции с оценкой уровней затрат и доходов, их распределением по времени и по источникам финансирования, при формировании оптимального варианта развития, обеспечивающего экономическую эффективность. При выполнении укрупненной экономической оценки в качестве основных затрат приняты затраты на реконструкцию, реставрацию и благоустройство объектов показа - памятников, музеев, парков, усадеб и т.д., которые сами по себе являются малодоходными, но которые формируют поток туристов. Указано на необходимость и важность проведения таких работ в целях увеличения привлекательности этих объектов.
Доходная часть при реализации Концепции развития ТРЗ ВАО образуется напрямую из прибыли от эксплуатации объектов, находящихся в собственности города, и косвенно из дополнительных налоговых поступлений в городской бюджет от функционирования объектов инфраструктуры, формирующихся при реализации Концепции.
Результаты моделирования инвестиционной Концепции создания ТРЗ, полученные в ходе проведения расчетов, дают следующее представление о возможных затратных параметрах проекта.
Общий объем городских бюджетных затрат по данной Концепции (без учета расходов на рекламу) составит около 666,7 млн. руб., рассчитанный на 3 года финансирования, из них на реконструкцию и реставрацию - 654,6 млн. руб.
Для успешного развития проекта развития ТРЗ ВАО необходимо проведение рекламно-информационной кампании, годовой бюджет которой в первый год реализации проекта составляет по ориентировочным оценкам 3,8 млн. руб. и 42,6 млн. руб. после ввода всех объектов в эксплуатацию (в расчетах предусматривается, что непосредственно на рекламу объектов, расположенных в ТРЗ ВАО, расходуется примерно 22 руб. на одно посещение данных объектов привлеченным в округ туристом).
Кроме того, в бюджет рекламно-информационной кампании входят расходы на размещение информационных указателей на объектах (около 2 млн. руб.).
Источниками поступлений финансовых средств в бюджет города от реализации Концепции являются:
- эксплуатация новых гостиниц;
- увеличение потока туристов и отдыхающих местных жителей в объектах инфраструктуры (объекты питания, сувенирные магазины, развлекательные объекты).
После ввода всех предусмотренных коммерчески привлекательных объектов годовые поступления в городской бюджет составят около 143,2 млн. руб., а за вычетом рекламных расходов - 100,6 млн. руб.
Общая окупаемость по проекту составляет примерно 9,1 лет.

X. Мероприятия по реализации Концепции

Разработка мероприятий по реализации Концепции включает необходимость решения важнейших задач, в том числе:
- составление перечня мероприятий по реабилитации (реставрации и воссозданию) объектов историко-культурного наследия;
- определение приоритетности развития отдельных элементов сервисной инфраструктуры;
- определение эффективности предстоящих затрат, требуемых объемов финансирования и очередности этапов реализации Концепции и ее отдельных положений;
- разработка организационных экономических механизмов управления туристской деятельностью в ВАО с рассмотрением возможности привлечения внебюджетных источников финансирования реализации Концепции.
Если Концепция создания туристско-рекреационных зон ВАО будет определена как приоритетная в политическом и экономическом развитии округа, потребуется осуществление ряда первоочередных мероприятий, в том числе:
- проведение проектно-изыскательских, реставрационных, восстановительных работ по объектам туристского показа;
- благоустройство территорий массового пребывания туристов;
- проведение реконструкции существующих объектов сервисной инфраструктуры (объектов питания, информационных центров и пр.) и разработка проектной документации для строительства новых комплексов, обслуживающих туристов;
- проведение реконструкции существующих объектов транспортной инфраструктуры и строительство новых элементов улично-дорожной сети, обеспечивающих более комфортное обслуживание туристских маршрутов;
- разработка серии экскурсионных туристских маршрутов, привлекающих внимание к уникальности историко-культурного наследия округа;
- формирование экскурсионно-художественных программ, включаемых в туристские маршруты;
- формирование фирменного стиля городского туристского продукта;
- формирование системы обучения для организации и проведения информационно-экскурсионной работы на объектах туристского показа округа;
- проведение рекламно-информационной деятельности, направленной на продвижение туристского продукта округа на российский и международный туристский рынок;
- формирование базы данных по существующим и перспективным объектам туристского интереса на территории округа.
Реализацию вышеперечисленных мероприятий предполагается осуществить в рамках специальной программы.
В рамках первоочередных мероприятий намечены:
- мероприятия по организации обзорного маршрута;
- мероприятия по организации специализированного маршрута;
- мероприятия по реставрационным работам на объектах показа, входящих в состав ТРЗ;
- мероприятия по развитию системы обслуживания, связанной с организацией ТРЗ ВАО;
- мероприятия по развитию транспортной системы, связанной с организацией ТРЗ ВАО.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru