Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРОТОКОЛ Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы от 25.03.2008 № 2/08
"ПРОТОКОЛ № 2/08 ЗАСЕДАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОВЕТА КОМПЛЕКСА АРХИТЕКТУРЫ, СТРОИТЕЛЬСТВА, РАЗВИТИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ ГОРОДА МОСКВЫ ОТ 25 МАРТА 2008 ГОДА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УТВЕРЖДАЮ

Председатель Научно-технического совета
Комплекса архитектуры, строительства,
развития и реконструкции города Москвы
д.э.н., проф. В.И. Ресин

ПРОТОКОЛ № 2/08
ЗАСЕДАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОВЕТА
КОМПЛЕКСА АРХИТЕКТУРЫ, СТРОИТЕЛЬСТВА, РАЗВИТИЯ
И РЕКОНСТРУКЦИИ ГОРОДА МОСКВЫ
от 25 марта 2008 года

Присутствовали:

от Департамента - Дмитриев А.Н., д.т.н., проф.,
градостроительной Шехтер М.Е., Степанов А.Ю., к.т.н.,
политики, развития и Припаньковский Ю.Б., Рыбникова Е.Э.,
реконструкции Лебедева О.А., Нерсесян Н.Г., к.т.н.,
города Москвы Ильина Н.Д., Попова А.М., к.т.н.,
с.н.с., Курашкина Н.Д.

от Мэрии Москвы - Вороненко В.Н., Елькин А.И.,
д.ф.-м.н., проф.

от Института физической - Малкин А.И., д.ф.-м.н., проф.
химии и электрохимии РАН

от ИГЭ РАН - Осипов В.И., акад. РАН

от РААСН - Ильичев В.А., д.т.н., проф.

от ОАО "Стройпроект" - Куцый М.Б., Росляков И.И.,
Островский Н.Л.,
Плешанова Н.А., Суркова Н.

от Мосгосэкспертизы - Повтарь В.Я.

от ИФЗ РАН - Рогожин Е.А.

от НИИЖБ им. А.А. Гвоздева - Семченков А.С., д.т.н.,
филиала ФГУП НИЦ Степанова В.Ф., д.т.н., проф.
"Строительство"

от ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко - Курзанов А.М., д.т.н., проф.
филиала ФГУП НИЦ
"Строительство"

от МГСУ - Слесарев М.Ю., д.т.н., проф.,
Конюхов Д.С., к.т.н., доц.

от МГУУ Правительства Москвы - Шумейко

от АВОК - Табунщиков Ю.А., д.т.н., проф.

от ГУП НИИМосстрой - Бушмиц Ю.И., Шахраманьян А.М.,
Уваров А.И.

от ЗАО "ГИПРОВУЗ-А" - Шалимов А.М.

от ЗАО Моспромстрой - Фролов А.А.

от ЗАО "УКС Наука" - Элькин М.Н.

от ГУП Мосгоргеотрест - Антипов А.В.

от Москомархитектуры - Беляев В.Л., к.т.н.

от ГУП МНИИП Моспроект-4 - Борий З.С.

от ОАО "Проектный институт - Гринберг И.М.
№ 2"

от Мосгосстройнадзора - Сокуренко М.М., Ермолаев В.В.

от ГУП НИиПИ Генплана Москвы - Ивашкина И.В.

от ГУП УЭЗ - Калмыков В.Н.

от ВАН КБ - Любимов М.М., д.т.н., проф.
от Тоннельной ассоциации - Писарев И.Л.
России

от АНО НИИЦ "Геориск" - Кофф Г.Л., д. геол.-мин. наук, проф.
от ЗАО Мосаудит - Гревцов А.В.

от ВНИИжелезобетон - Мелехов В.И., к.т.н.

от Термопол - Шпак А.Л., Никитин М.М.

от ООО "Объединенная - Милешина Г.Н., Доровин А.И.
промышленная инициатива"

от НПО "Ассоциация "КрилаК" - Кривцов Ю.В., д.т.н., проф.,
Лебедев Б.В.

от журнала "Строительные - Родионов Б.Н.
материалы, оборудование,
технологии XXI века"

от газеты "Московская - Прохорская Л.С.
перспектива"

от ОАО "ИВЦ Мосстрой" - Грядунов А.Н.

1. Слушали:
Рассмотрение архитектурно-технических и инженерных вопросов по проектируемому Московскому государственному университету управления Правительства Москвы, расположенному по адресу: Старообрядческая, д. 30а.
(Поручение исполняющего обязанности руководителя Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы А.Д. Косована от 08.02.2008 № 25-06-1731/5-0-(0)-11.)

Докладчик:
Росляков И.И. - главный архитектор ОАО "Стройпроект"

Рецензенты:
Припаньковский Ю.Б. - начальник отдела гаражного
строительства Департамента
градостроительной политики, развития
и реконструкции города Москвы

Шалимов А.М. - генеральный директор ЗАО "ГИПРОВУЗ-А"

(В обсуждении приняли участие: Дмитриев А.Н., Росляков И.И., Припаньковский Ю.Б., Шалимов А.М., Элькин М.Н., Ильичев В.А. и др.)

Учебный комплекс Московского городского университета управления Правительства Москвы, расположенный по адресу: Старообрядческая, д. 30а, запроектирован в центре отведенного под строительство участка на месте сносимого 3-4-этажного здания. Под зданием запроектирована подземная автостоянка для автомашин преподавателей и студентов. По расчету требуется 319 машиномест.
Предусматривается строительство 8-4-этажного здания университета. Площадь застройки - 5470,0 кв. м с габаритами в плане 115,0 x 45,0 м и 54,0 м высотой 31,1 м. Здание запроектировано в современном стиле, три разновысотных объема соединяются между собой стеклянным пассажем.
Основным несущим элементом здания является монолитный железобетонный связевый каркас с нерегулярной сеткой колонн. На большепролетных участках перекрытий и покрытий (спортзал, актовый зал, атриум актового зала) несущими элементами являются стальные фермы.
Для верхней коробки здания разработано пять вариантов размещения подземной автостоянки.
Вариант № 1. Подземная 2-этажная автостоянка на 284 машиноместа размещается в габаритах здания, въезд-выезд из которой организован с западной стороны участка. Первый этаж манежный, второй этаж - механизированная независимая двухуровневая автостоянка. Парковка автомобилей на 24 м/места размещается на открытой автостоянке вблизи проектируемого здания на расстоянии 15 м от него, и 11 м/мест будут размещаться за пределами отведенной территории согласно Градостроительному плану г. Москвы (или на территории - после вывода - станции по борьбе с болезнями животных). Отметка низа фундаментов -10,50 м. Вероятность устройства стены в грунте. Рампа в габаритах здания. Проблемы с озеленением и пересадкой деревьев. Стоимость ж/б 237453000 руб. (без механизированного оборудования и эксплуатационных расходов).
Вариант № 2. Парковка автомобилей целиком осуществляется в 4-уровневой подземной автостоянке на 341 м/м. Въезд в подземную автостоянку организован с западной стороны участка. Потребности в гостевой автостоянке нет. Хранение машин на всех этажах манежное. Отметка низа фундаментов -16,50 м. Требуется устройство стены в грунте. Рампа в габаритах здания. Не требуется на территории и за пределами участка размещение открытой автостоянки. Нет проблем с озеленением и пересадкой деревьев. Стоимость ж/б 369715000 руб.
Вариант № 3. Подземная 3-этажная автостоянка на 283 м/м. Парковка автомобилей на 5 м/мест размещается на открытой автостоянке вблизи въездной рампы, вынесенной за габариты основного здания, на расстоянии 25 м. Рампа размещается на доотведенном участке (на территории станции по борьбе с животными). За пределами отведенного участка дополнительно надо разместить 31 м/м. Хранение машин на всех этажах манежное. Отметка низа фундаментов -11,70 м. Вероятность устройства стены в грунте. Рампа размещается за габаритами здания. Проблемы с озеленением и пересадкой деревьев. Стоимость ж/б 270668000 руб.
Вариант № 4. Подземная 2-этажная автостоянка на 314 м/м располагается под основным зданием и выходит за габариты здания. Парковка автомобилей на 5 м/мест размещается на открытой автостоянке вблизи въездной рампы, вынесенной за габариты основного здания. Рампа размещается за габаритами здания (на территории станции по борьбе с животными). Хранение машин на всех этажах манежное. Отметка низа фундаментов -10,50 м. Вероятность устройства стены в грунте. Устройство подпорной стены и досыпка грунта в дворовой части. Проблемы с озеленением и пересадкой деревьев. Стоимость ж/б 233785000 руб.
Вариант № 5. Парковка автомобилей целиком осуществляется в 2-этажной подземной автостоянке на 323 м/м, которая выходит за габариты здания. Располагается под основным зданием, на доотведенном участке и под пожарным проездом с северной и восточной стороны. В габаритах здания двухэтажная, а за пределами (по всей территории) стоянка одноэтажная. Въезд в подземную автостоянку организован с западной стороны участка. Потребности в гостевой автостоянке нет. Хранение машин на всех этажах манежное. Отметка низа фундаментов -8,70 м. Стена в грунте не требуется. Рампа размещается в габаритах здания. Нет проблем с озеленением и пересадкой деревьев. Стоимость ж/б 246594000 руб.
Во всех пяти вариантах надземная часть идентична. Учитывая расположение здания в стесненных городских условиях, предусмотрены атриум и пассаж, создающие иллюзию обширного внутреннего пространства.

Решили:
1. Одобрить архитектурно-технические решения учебного комплекса Московского городского университета управления Правительства Москвы (МГУУПМ).
2. Принять к сведению сообщение докладчика о пяти вариантах размещения подземной автостоянки, отметив что:
в варианте № 1 - предлагается дорогостоящая немецкая двухуровневая механизированная система парклифт фирмы "Клаус", эксплуатация которой также требует значительных затрат и специально подготовленного персонала; частичная парковка машин на открытой территории влечет пересадку деревьев, что осложнит согласование по озеленению;
в варианте № 2 - все машины расположены в подземной парковке, проблем с озеленением нет; однако для четырех подземных этажей необходимо устройство стены в грунте, что при отметке низа фундаментов -16,50 м приведет к значительному удорожанию строительства;
в варианте № 3 - на трех подземных этажах не хватает требуемого количества машиномест, а выносная рампа занимает вместе с открытой парковкой часть территории за пределами отведенного участка, что создает проблему с озеленением и пересадкой деревьев;
в варианте № 4 - необходимо поднять отметку дворовой части, устроить подпорную стену (все это несколько удорожает строительство), выносная рампа занимает вместе с открытой парковкой часть территории за пределами основного здания, что создает проблему с озеленением и пересадкой деревьев;
в варианте № 5 - парковка автомобилей целиком осуществляется в 2-этажной подземной автостоянке, которая располагается под основным зданием, на доотведенном участке и под пожарным проездом с северной и восточной стороны. Возможны проблемы с организацией строительства. Из всех вариантов самый неглубокий котлован. Стена в грунте не требуется. По озеленению территории и пересадке деревьев вопросов нет.
3. Учитывая представленные технико-экономические показатели, принять за основу четвертый или пятый варианты как наиболее рациональные из всех представленных.
Эти варианты подземных автостоянок наиболее вместительны и экономичны несмотря на выход подземных площадей автостоянок за пределы габаритов здания. Такое решение позволяет в дворовой части участка расположить дополнительно открытые спортивные площадки и не использовать данную площадь под парковку, а также выполнить пересадку деревьев.
4. Считать необходимым принятый вариант размещения подземной автостоянки направить на заключение в Городскую экспертно-консультационную комиссию по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям с последующим представлением его в Мосгосэкспертизу.
5. Принять к сведению сообщение докладчика о согласовании главным архитектором города вопроса возможного размещения на кровле проектируемого здания МГУУПМ автономного источника теплоснабжения.

2. Слушали:
О Городской целевой среднесрочной программе освоения подземного пространства на период 2009-2011 гг. и основных направлениях развития подземной урбанизации г. Москвы на последующие годы.
(Поручение первого заместителя руководителя Департамента градостроительства Москвы К.Ю. Королевского. Протокол совещания от 24.01.2008.)

Докладчик:
Слесарев М.Ю. - первый заместитель заведующего кафедрой
кафедрой МГСУ, д.т.н., проф.

Рецензенты:
Осипов В.И. - директор ИГЭ РАН, акад. РАН

Антипов А.В. - управляющий ГУП Мосгоргеотрест

Выступающие:
Кофф Г.Л. - президент АНО НИИЦ "Геориск",
д. геол.-минер. н., проф.

(В обсуждении приняли участие: Дмитриев А.Н., Слесарев М.Ю., Осипов В.И., Антипов А.В., Семченков А.С., Любимов М.М., Конюхов Д.С., Беляев В.Л., Кофф Г.Л., Ильичев В.А. и др.)

На современном этапе социально-экономического развития Москвы создание благоприятной среды для жизнедеятельности и обеспечения устойчивого развития города в значительной степени возможно за счет максимального использования градостроительного потенциала подземных пространств, который в настоящее время используется в недостаточной степени. Менее трети строящихся в городе объектов различного назначения имеют подземную часть и доля подземных сооружений в общей площади объектов, введенных в эксплуатацию за последние пять лет, не превышает 8%.
Возможности использования подземного пространства города Москвы ограничиваются сложными инженерно-геологическими и гидрогеологическими условиями, наличием уже построенных и эксплуатируемых подземных сооружений: фундаментов существующих зданий, метрополитена и других объектов транспортной и инженерной инфраструктуры города, что приводит к значительному удорожанию строительства.
В марте 2007 года Правительством Москвы рассмотрена и одобрена Концепция освоения подземного пространства и основных направлений развития подземной урбанизации города Москвы.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы № 412-ПП от 29 мая 2007 г. МГСУ по заказу Департамента градостроительства Москвы разработан проект Городской целевой среднесрочной программы освоения подземного пространства на период 2009-2011 гг. и основных направлений развития подземной урбанизации города Москвы на последующие годы.
Реализация целевой программы и разработка основных направлений развития подземной урбанизации города Москвы на последующие годы позволят резко увеличить ввод подземных объектов различного назначения до уровня, соответствующего современным требованиям к городской среде и необходимого для решения приоритетных задач социально-экономического развития города.
В составе работ по программе разработана и уже выполняется единая система нормативной документации, регламентирующей подземное строительство, включающей градостроительное проектирование, техническое проектирование, строительство, эксплуатацию.
Предполагается использовать весь диапазон предусмотренных законодательством Российской Федерации нормативных документов: от технического регламента до региональных норм, что позволит обеспечить проектирование и строительство в городе Москве технической и нормативно-правовой документацией, соответствующей современным требованиям к надежности, энергоэффективности и долговечности подземных сооружений.
Проанализированы природные и техногенные факторы, которые могут ограничивать освоение подземного пространства.
Вся эта информация систематизирована и обобщена при составлении схемы районирования территорий города по условиям освоения подземных пространств в зависимости от различных природных, техногенных и экономических факторов. Схема на всю территорию в 10-тысячном масштабе в настоящее время находится в стадии разработки. Ее реализация позволит вводить порядка 2,5 млн. кв. м подземных объектов в год.
Предусмотрено увеличение ввода подземных объектов на 150 тыс. кв. м в год начиная с 2008 года и доведение этого показателя до 1 млн. кв. м в 2010 году. Указанное увеличение будет обеспечено за счет того, что в целях совершенствования планировочной и архитектурно-пространственной структуры города намечено существенное - до 15% - увеличение доли подземных сооружений в общем вводе жилищной и административно-деловой застройки по городу.

Решили:
1. Принять к сведению сообщение Слесарева М.Ю. (МГСУ) о ходе разработки проекта Городской целевой среднесрочной программы освоения подземного пространства на период 2009-2011 гг. и основных направлений развития подземной урбанизации города Москвы на последующие годы (далее - Программа).
2. Одобрить в целом основные направления развития подземной урбанизации города Москвы.
3. Дополнить проект Программы разделами по развитию стройиндустрии и развитию частно-государственного партнерства в г. Москве.
4. При подготовке проекта Программы учесть требования Закона города Москвы "О государственных целевых программах в г. Москве".
5. Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы (Королевский К.Ю.) совместно с МГСУ (Король Е.А.) и Москомархитектурой (Шевоцуков П.А., Беляев В.Л.) в 3-недельный срок доработать проект Программы с учетом замечаний и предложений, представленных рецензентами (Осипов В.И., Антипов А.В.), членами Научно-технического совета Комплекса и др. согласующих организаций.

3. Слушали:
Оценка надежности и долговечности строительных сооружений с учетом техногенных атмосферных воздействий и сейсмичности территории г. Москвы.
(Поручение первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы В.И. Ресина № 25-5544/7.)

Докладчики:
Елькин А.И. - советник Мэра Москвы, д.ф.-м.н., проф.

Малкин А.И. - заведующий лабораторией Института
физической химии и электрохимии РАН,
д.ф.-м.н.

Рецензенты:
Осипов В.И. - директор ИГЭ РАН, акад. РАН

Степанова В.Ф. - заместитель директора НИИЖБ
им. А.А. Гвоздева, д.т.н., проф.

Курзанов А.М. - заведующий отделом сейсмостойкости
ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко, д.т.н.,
проф.

(В обсуждении приняли участие: Елькин А.И., Малкин А.И., Степанова В.Ф., Осипов В.И., Курзанов А.М., Семченков А.С. и др.)

Цель настоящего сообщения состоит в привлечении внимания к проблеме влияния атмосферной среды на скорость развития поверхностных микротрещин и вязкость разрушения строительных материалов.
Для применяемых в строительстве сталей, в т.ч. арматурных сталей и элементов связей, наиболее опасными являются влажные среды, содержащие растворы кислот, хлоридов, сульфатов и ряда других соединений. Особого внимания требуют стали, склонные к водородному охрупчиванию и коррозионному растрескиванию.
Для силикатных материалов и бетона опасны растворы кислот, хлоридов, сульфатов, полиэлектролитов, ряда органических, в т.ч. поверхностно-активных веществ.
С практической точки зрения высокий уровень опасности коррозионных трещин обусловлен следующими обстоятельствами:
- разрушение в результате развития таких трещин имеет катастрофический характер; после длительного латентного периода докритического роста, когда выявление их современными методами неразрушающего контроля сильно затруднено или практически невозможно, разрушение происходит катастрофически быстро;
- долговечность конструкции при развитии трещин чрезвычайно сильно зависит от внешней нагрузки; при кратковременных перегрузках, вызванных сторонними причинами, долговечность может быть понижена на несколько порядков;
- пороговый уровень нагрузок, отвечающий началу развития коррозионных трещин, обычно значительно ниже нагрузок на несущие элементы конструкций современных зданий и инженерных сооружений.
Отмечается также, что сравнительно небольшое снижение кратковременной прочности материала при нагружении в контакте с коррозионно- или адсорбционно-активной средой может приводить к очень сильному снижению долговечности в условиях статической нагрузки. Это существенно осложняет оценку долговечности конструкций по данным лабораторных механических испытаний.
По мнению авторов, опасность проявления эффектов адсорбционного понижения прочности и хрупкого коррозионного растрескивания в строительных конструкциях в настоящее время недооценивается. Для объективной оценки влияния техногенного загрязнения атмосферы на долговечность и опасность катастрофического обрушения сооружений целесообразно:
- создание каталога потенциально опасных компонентов внешней среды;
- выявление условий, при которых следует ожидать проявления указанных эффектов в строительных материалах и возможна утрата несущей способности элементов конструкций;
- создание базы данных по влиянию коррозионно- и адсорбционно-активных водных растворов на трещиностойкость и долговечность строительных материалов.
Кроме того, по мнению авторов, недооценивается сочетание вышеуказанного влияния физико-химических эффектов на долговечность строительных конструкций и землетрясений в Москве (4-6 баллов по 12 балльной шкале, которые возникают от землетрясений с магнитудой более семи в Румынии, район Вранча, на глубине 600-700 км) и могут еще более усилить некоторые повреждения современных строительных сооружений, которых ранее в Москве не было. Последние два землетрясения в Москве силой 4-5 баллов произошли в 1939 году и 5 марта 1977 г., новое землетрясение может произойти в ближайшее время.

Решили:
1. Отметить актуальность проведения исследований в области долговечности строительных конструкций и в первую очередь бетонных и железобетонных конструкций как наиболее массовых.
При этом подготовка программы работ и их выполнение должны осуществляться при активном участии филиалов ФГУП НИЦ "Строительство" - НИИЖБ им. А.А. Гвоздева, ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко, НИИОСП им. Герсеванова, Института геоэкологии РАН, ИФХЭ им. Фрумкина РАН, ЦНИИПСК им. Мельникова, кафедры ЖБК МИКХиС, имеющих большой опыт исследований, выполненных в течение последних десятилетий.
2. Отметить, что по рассматриваемому вопросу в существующих и вновь разработанных нормативных документах приведены классификация жидких, газообразных и твердых агрессивных сред, а также методики защиты строительных конструкций в зависимости от степени агрессивности среды (см. СНиП 2.03.11-85 "Защита строительных конструкций от коррозии", ГОСТ Р 52804-2007 "Защита бетонных и железобетонных конструкций от коррозии. Методы испытаний", МГСН 2.08-01 "Защита от коррозии бетонных и железобетонных конструкций жилых и общественных зданий", МГСН 2.09-03 "Защита от коррозии бетонных и железобетонных конструкций транспортных сооружений", МГСН 4.19-2005 "Временные нормы и правила проектирования многофункциональных зданий и комплексов в городе Москве", на стадии рецензирования находится международный стандарт ГОСТ "Защита бетонных и железобетонных конструкций от коррозии. Технические требования").
3. Рекомендовать разработчикам совместно со специалистами научных институтов НИИЖБ им. А.А. Гвоздева и Института физической химии и электрохимии РАН проведение дальнейшей совместной работы по исследованию новых марок стали, таких как А500С, А600С, А800, на коррозионное растрескивание и другие химические процессы, связанные с техногенным атмосферным воздействием г. Москвы.
4. Приведенные авторами примеры катастрофического обрушения сооружений связаны не столько с принципиальными недостатками современных методов оценки надежности и прогнозирования долговечности строительных конструкций, "особенно работающих на изгиб", сколько с недостаточным применением этих методов для систематического контроля остаточного ресурса сооружения и своевременного применения профилактических мер усиления.
5. В сообщении по теме отсутствует информация о соответствии предсказаний о возможных землетрясениях прогнозам Института физики Земли РАН.
6. Отметить, что членами Научно-технического совета не поддерживается тезис о том, что сейсмические воздействия, возникающие от очагов, расположенных в Румынии (район Вранча), приводят к обрушению строительных конструкций в Москве.
7. Необходимо отметить отсутствие сведений о взаимосвязи степени коррозионных поражений и снижения несущей способности сооружений, особенно для высотного строительства при ветровых, сейсмических нагрузках, и целесообразность проведения таких исследований.

Первый заместитель председателя
Научно-технического совета КАСРиРГМ
д.т.н., проф.
А.Н. Дмитриев

Ученый секретарь Совета КАСРиРГМ
к.т.н., с.н.с.
А.М. Попова


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru